Лепка (2)

Что и как лепить

Лепка из глины — интересное и полезное занятие. Лепка требует верного глаза, терпения и внимания. Она воспитывает упорство в труде, наблюдательность, воображение, художественный вкус.

Познакомимся с общими правилами лепки.

Лепить следует начинать с самых простых вещей, постепенно переходя к более сложным: геометрический орнамент, овощи, фрукты, листья, затем домашних животных и т. д.

Прежде чем начинать лепить, осмотрите предмет со всех сторон, пощупайте его пальцами. Затем поставьте его перед собой и начинайте лепить.

Возьмите из посуды глины столько, сколько нужно для работы. Хорошо помните ее и начинайте лепить. Лепите пальцами обеих рук. Начинайте лепить не с подробностей и деталей, а вначале постарайтесь придать глине общую форму предмета, который вы лепите.

Для начала лучше лепить какой-либо предмет в его натуральную величину. Поэтому размеры лепных вещей на первых порах должны быть не очень маленькие, но и не большие.

Самым верным и основным инструментом скульптора при работе с глиной являются, как мы уже говорили, пальцы рук. Поэтому в первую очередь надо научиться хорошо работать руками. Работают пальцами различно. В одном случае работают одним пальцем, в другом случае двумя, уплотняя, выравнивая, намазывая глину. Иногда лепят одной рукой, а второй поддерживают работу. Вылепив форму предмета в основном, приступают затем к окончательной проработке. Здесь уже без применения стеков не обойдешься. Проработка изделий производится преимущественно деревянными стеками. Стек с металлическим наконечником применяется в основном для того, чтобы снять лишнюю глину.

Рис. 230

Рис. 230. Глиняные модели груши, картофеля и яблока.

Рис. 231

Рис. 231. Модели различных листьев.

Рис. 232

Рис. 232. Модели различных листьев.

Указать все приемы работы руками и стеками невозможно, потому что у каждого мастера имеются свои приемы и своя сноровка.

Работая пальцами или стеками и отделяя кусочки глины от скульптуры, их следует собирать в общий кусок, смачивая водой. Это уменьшает потери глины, обеспечивает чистоту рабочего места.

Подставки для мелких лепных изделий не требуется. Для крупных изделий подставки необходимы. В местах наложения глины в подставки забивают гвозди с железными или фанерными пластинами, которые будут удерживать глину на основании и предохранять ее от сползания. Это делают независимо от формы изделий.

Наложение фона и рисование контура

Когда подставка готова, на нее кладут глину, разравнивают ее по подставке толщиной от 1 до 5 сантиметров, в зависимости от размеров лепимой вещи, то-есть делают так называемый фон — плоскость, на которую будет нанесен рисунок. Размер фона делают на 5—7 сантиметров больше размеров лепимой вещи. Затем на фон острой иглой, шилом, гвоздем, карандашом или концом острого стека наносят контуры лепимой вещи. На контуре далее находят вспомогательные точки, которые необходимы для рельефных вещей. Точками могут служить забитые гвозди или наложенные глиняные бабки. Проверив и согласовав контурные линии и точки, а если нужно, поправив, приступают к лепке: сначала руками, а затем стеком.

Лепка геометрического орнамента

Разберем лепку простого геометрического орнамента на примере пирамиды.

Так как пирамида имеет остроконечную вершину, поднятую из середины основания, то лепить ее следует так: прежде всего накладываем на подставку глины и придаем ей руками форму пирамиды. Затем приступаем к ее проработке стеком. Следите за тем, чтобы вершина пирамиды приходилась точно на середине основания, а грани пирамиды были ровные и острые. Конечно, первая пирамида (или другая лепимая вещь) сначала выйдет недостаточно точной, по следующие работы, несомненно, будут лучше.

Рис. 233

Рис. 233. Лепка пирамиды.

Мы рекомендуем, прежде чем приступить к лепке каких-либо вещей, вылепить различные геометрические фигуры выгнутой и вогнутой формы. Ведь каждая вылепленная вещь будет состоять из тех или иных геометрических фигур.

Тренировка по лепке геометрического орнамента очень полезна для начинающих. Научившись лепить геометрический орнамент, можно перейти к более сложному виду лепки — листьев, плодов, овощей и т. д.

Лепка листьев и плодов

До начала лепки плода его необходимо хорошо и тщательно осмотреть, подметить все особенности его строения. Затем на доску или мольберт накладывают фон, выравнивают его, рисуют контуры плода и образуют его основную форму. Проработку плода начинают с резко выступающих контуров.

Разберем, как лепить половину яблока. Накладывают фон, рисуют контуры яблока и накладывают глину. Глине придают форму, соответствующую яблоку. Затем выбирают стеком углубления и ведут детальную проработку яблока, придавая всем ранее нанесенным контурам резкость и четкость.

В таком же порядке лепят и листья, с той лишь разницей, что их лепят с одной лицевой стороны.

Разберем лепку листа. Делаем фон, хорошо его выравниваем и рисуем контур листа. По контуру накладываем глину, придавая ей форму листа. Затем стеком обрабатываем лист по контуру, проводим жилки, делая их более выпуклыми, срезая вокруг них глину стеком, то-есть делая тело листа вогнутым.

Рис. 234

Рис. 234. Лепка листа (буквами указана последовательность работы):

А — модель; Б — нанесение контура; В — наложение глины; Г — обрезка глины по контуру; Д — образование жилок; Е, Ж, З, И — проработка деталей.

Рис. 235

Рис. 235. Работа стеком.

Плоды, овощи, листья лучше всего лепить с натуры. Научившись лепить отдельные плоды и листья, можно приступить к лепке целого комплекса листьев: листьев с цветком, листьев с плодами, например дубовых листьев с желудями и т. д.

Вылепленные членами кружка различные овощи, плоды, листья, цветы могут быть потом использованы как наглядные учебные пособия на уроках.

Научившись лепить плоды, листья, цветы, можно попробовать вылепить орнамент состоящий из листьев, цветов и плодов.

Сложный орнамент лепится так. Разобрав последовательно, как лепить отдельные детали, потренировавшись в их лепке, приступают к лепке комбинированного орнамента в целом. Накладывают фон, наносят рисунок, придают глине определенную форму и приступают к проработке отдельных листьев, цветов, завитков.

Лепка различных изделий

Звезда. На подставку накладывают фон, вычерчивают контуры звезды, затем стеками прорабатывают концы звезды. После этого в центре ее рисуют серп и молот; накладывают по контуру глину и обрабатывают ее, придавая нужную форму серпа и молота.

Звезду можно вылепить и другим способом. На доску кладут нужной толщины слой глины, выравнивают его поверхность и вычерчивают контуры звезды и серпа и молота на ней, после чего глину обрезают по контурам звезды. Затем с помощью тонкой иглы глубоко процарапывают по контурам серпа и молота. Прорезав контуры, глину вокруг них срезают стеками, ножом или другими инструментами и исправляют стеками.

Рис. 236

Рис. 236. Модель букета цветов.

Рис. 237

Рис. 237. Модели:

1 — звезда; 2 — розетки; 3 — рамка, украшенная геометрическим орнаментом; 4 — рамка, украшенная растительным орнаментом.

Рис. 238

Рис. 238. Гербы.

1 — государственный герб СССР; 2 — герб РСФСР; 3 — герб УССР.

Рис. 239

Рис. 239. Лошадь. Пластилин.

Симонов Евгений. Житомир. (VIII Всесоюзная выставка изобразительного творчества детей.)

Розетки бывают круглые, квадратные, ромбовидные, эллиптические и другой формы.

Служат они для разных целей, и в первую очередь для украшения зданий внутри и снаружи. Нам они пригодятся для украшения углов рамок. Лепят розетки следующим образом. Накладывают фон, на нем вычерчивают контуры, на контуры накладывают глину, придают ей нужную форму и приступают к проработке имеющихся листьев или другого орнамента.

Рамки бывают квадратные, круглые и овальные — эллиптические. Для украшения рамок на их лицевой стороне лепят различный орнамент. Форма орнамента и сложность его бывают различны. Порядок лепки рамки следующий. Прежде всего изготовляют основание рамки, затем наносят на ней контуры лепимого рисунка. После этого приступают к проработке.

Герб СССР лепится высоким рельефом. Профиль земного шара поднимается над венком. Поле между венком и полушарием делают плоским. Солнце делается также плоским, но немного возвышающимся над уровнем поля. Лучи, идущие от солнца, выступают рельефом. Звезда, серп, молот и сетка на земном шаре делаются выступающими. Края ленты, обвивающей колосья, слегка приподнимают. Венок имеет вид приплюснутого полуовала.

Лепят герб в следующем порядке: накладывают фон, на котором рисуют контуры герба. На контуры кладут глину, придавая ей форму деталей герба. Затем приступают к проработке деталей. Точно так же лепят и другие гербы.

Модели зданий. Очень многим членам кружка захочется вылепить дом, в котором они живут, школу, в которой они учатся, или какое-либо другое здание. Лепить здание можно в виде рельефа и в виде массива.

Рис. 240

Рис. 240. Доярка. Гипс.

Калинин Димитрий. Москва. (VIII Всесоюзная выставка изобразительного творчества детей.)

Лепить рельеф здания лучше всего с фасада. Порядок лепки здания в рельефе существует такой: на щит наносят толстый слой глины — фон. На фоне намечают контур здания, ставя пометки в виде точек. По этим точкам проводят линии, образующие контуры стен, на которых отмечают их высоту до крыши, то-есть проводят вторую горизонтальную линию, параллельную первой. После этого намечают местоположение трубы, окон, дверей, крыльца и т. д. Определив основные контуры здания, глину вокруг контуров срезают. Вырезается глина до желаемой глубины и на местах окон и дверей. Крышу прочерчивают линиями, образующими как бы железо, черепицу, шифер или солому.

Если стены здания гладкие, их просто заглаживают, а если они сделаны из камней, то линии, ограничивающие камни, прорезают стеком. Затем, если фасад украшен резьбой, карнизами, приступают к их проработке.

В том случае, когда здание лепится в виде массива, поступают так: сначала сколачивают остов здания из тонких досок или фанеры. Остов оплетают тонкой проволокой или нитками, чтобы на нем крепче держалась глина. Затем остов укрепляют на листе фанеры или на деревянном щите и обкладывают глиной, выравнивая ее по остову линейкой.

Лепные украшения, имеющиеся на здании, прорабатываются после того, как вылеплены окна, двери, карнизы и крыша.

Объемная лепка

Рельефная лепка много проще объемной. Во-первых, при рельефной лепке лепить приходится только одну сторону. Во-вторых, для рельефной лепки не требуется устройства каркаса, а для объемных лепных изделий каркас почти всегда бывает обязателен.

Каркас можно сделать как металлический на деревянной подставке, так и деревянный, сколоченный из тоненьких реек.

Лепить птиц, животных можно и с чучел и с натуры. Из рыбы чучела не сделаешь, но ее можно установить в стеклянной банке, чтобы она не качалась, и залить 10-процентным раствором формалина. В таком состоянии рыба сохранится продолжительное время.

Различная посуда — чашки, графины, кувшины, тарелки, чайники, вазы — также может служить моделями.

Для лепки объемных вещей следует сделать прежде всего каркас и хорошую подставку — доску. Каркас крепится к подставке, и после этого приступают к накладыванию на него глины и ее проработке.

Глина накладывается на каркас руками так, чтобы она как можно плотнее прилегала к нему.

Научившись лепить простые объемные вещи, овощи, фрукты, посуду, можно приступить к лепке рыб, птиц, различных животных и человека.

Рис. 241

Рис. 241. Порядок лепки вазы:

1 — модель; 2 — устройство каркаса; 3 — обкладка каркаса глиной; 4 — придание вазе формы; 5 — нанесение контура рисунка и проработка его.

Интересно вылепить домашних птиц — петуха, гусей, уток, кур, индюшек — и животных — корову, лошадь, козу, овцу, собаку, кошку и т. д.

Перед началом лепки следует присмотреться к повадкам птиц и животных, чтобы подметить наиболее характерное для них: наклон головы, изгиб туловища и т. д.

Вот куры мирно роются в траве, вот над ними появляется ястреб, они немедленно поднимают головы, настораживаются, а петух принимает угрожающую позу. Присмотритесь к клушке с цыплятами. Она отличается от обычной курицы. Клушка ходит нахохлившись, настороженно и не только роется в земле, добывая корм, но и внимательно наблюдает за всем окружающим.

Присмотритесь, например, к спящей кошке. Стоит пискнуть, как сон ее мгновенно пропадает, кошка настораживается, ее глаза округляются, взгляд становится напряженным, вся она подготавливается к тому, чтобы при необходимости совершить молниеносный прыжок. Подобные же наблюдения можно провести за собакой, коровой, лошадью, овцой, козой и т д.

Скульптуры животных и птиц обязательно требуют постамента, на котором они будут покоиться. На постаменте крепят каркас. Правильно сделанный каркас очень помогает работе.

Каркасы бывают деревянные и металлические. Предпочтение следует отдавать металлическим каркасам, которые делаются из проволоки и которым легко можно придать любую форму. Деревянные каркасы обладают тем недостатком, что они впитывают из материала, в частности глины, воду; глина быстро высыхает и трескается. Кроме того, намокая и высыхая, деревянный каркас коробится, и наложенная на него глина образует трещины. Чтобы каркас меньше коробился, его следует до обкладывания глиной хорошо намочить в воде.

Само собой разумеется, что каркас необходим только при лепке изделий большой величины.