Самоделки по домоводству

Хозяйственная сумка (рис. 221)

Рис. 221. Хозяйственная сумка
См. также главу Плетение в сборнике
«Умелые руки»

Материалом для плетения хозяйственной сумки может служить шпагат, толстые суровые нитки или тонкий шнур.

Необходимым приспособлением для выполнения работы будет доска, равная по размерам предполагаемой сумке. Потребуется ещё десяток гвоздей, молоток, линейка с делениями и карандаш.

Сумки делают различных размеров. Для изготовления хозяйственной сумки нарезают 32 конца шпагата длиной, равной двойной глубине предполагаемой сумки, и 8 концов длиннее на 36 см. Эти длинные концы будут нужны для ручек. Затем приготовленную доску с одной, торцовой, стороны делят на 10 равных частей и обозначают карандашом точки деления. Сумку начинают плести с дна, для чего берут по четыре конца шпагата, складывают его вдвое, чтобы определить середину, и на этой середине завязывают шпагат двойным узлом (рис. 221, а—б—в). Затем узел прибивают гвоздём к торцу доски в одну из крайних намеченных точек. Таким образом (т. е. по четыре конца) завязывают весь заготовленный шпагат и прибивают узлы по намеченным точкам (рис. 221, Б). Удлинённые концы шпагата, предназначенные для ручек (завязанные узлом), прибивают, отступя от обоих краёв доски примерно на одну треть. После того как все узлы закреплены таким образом, концы шпагата перекидывают на обе стороны доски (по два конца от каждого узла) и завязывают второй ряд узлов вокруг всей доски. При этом необходимо следить, чтобы узлы каждого последующего ряда располагались между узлами предыдущего ряда (рис. 221, Д), а петли (ячеи) были бы одинаковой величины. Для соблюдения точности размера петель можно пользоваться линейкой, вкладывая её в петли при завязывании узлов (рис. 221, В). Ширина линейки должна соответствовать размеру петель.

Верх сумки для прочности заканчивают «столбиками» (рис. 221, Е, т), для чего завязывают сплошные узлы (от 6-8). Завязывать узлы нужно то правой, то левой верёвочкой вокруг двух средних шпагатинок, служащих основой столбика.

По окончании завязывания столбиков приступают к плетению ручек, для чего концы шпагата, предназначенные для ручек, складывают друг с другом и скрепляют их верёвочкой, чтобы они не распадались во время работы (рис. 221, Е). Затем берут метра полтора шпагата, середину его привязывают к основанию одной из ручек, а концами его оплетают ручку узлами (рис. 221, Ж, р). Чтобы ручки были прочными, узлы необходимо затягивать потуже и ближе сдвигать их друг к другу.

После того как ручки будут готовы, заделывают верх сумки Для этого оставшиеся концы каждого столбика разделяют на две части и крепко связывают их с двумя концами соседнего столбика. Когда будут так скреплены все концы столбиков, надо взять длинный кусок шпагата, середину его привязать к одному из столбиков и провязывать весь борт крепкими частыми узлами. Оставшиеся концы шпагата заделывают под узлы, а кончики срезают.

Варежки

Варежку можно сшить из одного куска ткани. Покрой такой варежки дан на рисунке 222. По образцу, показанному на рисунке, вырезают из бумаги выкройку нужного размера. Для проверки правильности бумажной выкройки берут чистую тряпочку вырезают из неё патронку варежки, смётывают её и примеряют. Убедившись в правильности выкройки, приступают к шитью по ней варежек. Для верха варежек используют плотную ткань, а на подкладку — фланель.

Рис. 222. Варежки

Кроить следует одновременно обе варежки, чтобы не произошло ошибки и большие пальцы не были бы скроены на одну руку. Для этого ткань надо сложить вдвое (лицо с лицом), к ней приколоть выкройку и кроить, прибавляя один сантиметр на шов. Затем также раскраивают и подкладку. Верх варежки сметывают и надевают на руку, чтобы обозначить место вышивки. После этого удаляют намётку и приступают к выполнению узора (тамбурным швом, «ёлочкой», крестиком и т. п.). Закончив вышивку, снова смётывают верх варежки и сшивают её на машине или вручную (прочным швом «строчкой»). Затем варежку вывёртывают, вкладывают в неё сшитую таким же способом подкладку, расправляют морщины и складки. Низ варежки обшивают петельным швом.

Летняя шляпа

Для изготовления лёгкой летней шляпы можно использовать кусочки полотна или какой-либо другой плотной белой ткани. На рисунке 223 показана шляпа в готовом виде и детали выкройки для неё. По этим рисункам нетрудно изготовить выкройку в увеличенном виде. Для этого измеряют объём головы (вокруг лба и затылка). Предположим, что он будет равен 52 см. На рисунке Б изображён треугольник — это 1/4 часть верха шляпы (колпачка). Для нашего случая общая длина всех четырёх частей колпачка по низу должна равняться 52 см, а одна четвёртая часть (52:4) — 13 см. Высота выкройки колпачка делается на 2—3 см больше основания. В данном случае это будет 15—16 см.

На рисунке В изображена 1/2 часть поля шляпы. Этот несложный рисунок надо увеличить для нашего случая, чтобы внутренний вырез поля был равен также 52 см, а изображённая на рисунке В половина поля — 26 см (52 : 2). Ширина поля спереди должна быть на 1—2 см больше задней части овала.

Рис. 223. Летняя шляпа (А, Б, В)

Изготовленные выкройки укладывают на полотно и прикалывают булавками, после чего выкраивают по ним детали шляпы (с припуском по 1 см ткани на швы). Для поля нужно скроить 4 части, чтобы сшить их вдвое.

Выкроенные части шляпы смётывают, примеряют и, по устранении недостатков, если они обнаружатся, приступают к сшиванию шляпы. Стачивают сначала колпачок и швы расстрачивают по обе стороны. Затем сшивают части поля и пришивают его к колпачку одной стороной снизу, другой сверху. Поля надо рассрочить по окружности ровными рядами, чтобы они были более твёрдыми и не теряли своей формы.

Грелка на чайник

На рисунке 224 изображена в виде курицы грелка на чайник. Материалом для неё могут послужить самые разнообразные ткани из остатков от швейных работ: шерсть, шёлк, льняное полотно и т. п. Потребуется также два лоскутка на подкладку, немного ватина, цветные нитки для вышивания перышек и кусочки какой-либо красной ткани для гребешка и серёжек (желательно несыпучей, например сукно) и две бусинки (или подходящие пуговицы) для глаз.

Размер грелки в готовом виде от низа до гребешка — 23 см и от грудки до конца хвоста 33 см.

Для изготовления выкройки нужно нарисовать сидящую курицу (как изображено на прилагаемом рисунке).

Рис. 224. Грелка на чайник

Приготовленную для верха ткань складывают вдвое (лицом к лицу), прикалывают к ней выкройку и выкраивают с прибавкой на шов 1 см со всех сторон. На скроенную ткань переводят через копировальную бумагу узор перышек и вышивают их цветными нитками «ёлочкой» и стебельчатым швом.

По выкройке гребешка надо накроить четыре одинаковые детали, чтобы гребешок у курицы был пушистый. Серёжки и клюв выкраивают в двух экземплярах. Клюв надо сшить, вывернуть и туго набить ватой. Затем к каждой стороне головы пришивают серёжки и замётывают части гребешка. Делать это надо тщательно, чтобы при сшивании обеих частей гребешок сошёлся. После намётывания сшивают спинку, головку и верхнюю часть грудки. При кройке подкладки материал на шов не прибавляют, так как подкладка должна быть немного меньше верха. К каждой части подкладки примётывают ватин, обрезают лишнее и сшивают подкладку вместе с ватином, так же по линии спинки, головки и части грудки. Затем, не вывёртывая, вкладывают подкладку с важном внутрь грелки, подвёртывают низ, примётывают и обшивают петельным швом. Остаётся пришить глаза — и грелка готова.

Ботинки для малыша

Хорошим подарком малышу могут быть ботинки (рис. 225).

Для изготовления их используют какую-либо тёплую ткань для верха, кусочек драпа или ещё какой-либо плотной ткани — на подошву, любую лёгкую ткань — для подкладки и толстые цветные нитки.

Для составления выкройки ботинок ножку ребёнка ставят на чистый лист бумаги и обводят её карандашом, как показано на рисунке А. Полученный таким образом контур стопы вырезают. Получится выкройка подошвы для ботинка.

Рис. 225. Детские ботинки

Верх ботинка, изображённый на рисунке В, увеличивают соответственно размеру выкройки подошвы. Линия а—б верха ботинка должна равняться половине окружности подошвы (по линии а—б). Все остальные точки верха ботинка нужно увеличить во столько раз, во сколько увеличена линия а—б.

Верх ботинка выкраивают из ткани, сложенной вдвое по линии б—д. Выкроенный верх примётывают изнанкой к подкладке и обрезают по линии верха.

Выкройку подошвы (Б) прикалывают булавками к ткани, предназначенной для подошвы, обводят мелом и вырезают с прибавлением одного сантиметра со всех сторон выкройки (для шва).

После этого все части выкройки смётывают и меряют по ножке ребёнка. Если окажутся неточности — их исправляют и только после второй примерки приступают к сшиванию ботинка. Верх ботинка (по линии в—г—д—г—в) обшивают петельным швом. Тем же швом соединяют верх по линии а—в и подошву с верхом В точке г с одной стороны прорезают и обмётывают петлю, а с другой стороны пришивают пуговицу для застёжки.

Футляр для щётки

На футляр для щётки потребуется лоскут какой-либо тёмной ткани, нитки для вышивания, прямоугольный кусок картона 16×25 см, проволочное колечко с тесёмкой и небольшой лоскут на подкладку. Футляр состоит из двух частей «стенки» и кармашка (рис. 226, А). Для изготовления «стенки» приготовленную полоску картона укладывают на ткань и обводят вокруг мелом. По этой черте прошивают намёточным швом. Затем ткань обрезают по намётке с припуском двух сантиметров со всех сторон. Края ткани в пределах обмётки вышивают с трёх сторон каким-либо узким узором.

Рис. 226. Футляр для щётки (А, Б, В)

Для мешочка вырезают из ткани четырёхугольник размером 16×20 см. Закладывают на нём две складки, отступив от двух противоположных сторон на 6,5 см. Эти складки нужно прострочить. Верх мешочка подшивают и вышивают узеньким узором. На середине мешочка между складок тоже вышивают какой-либо небольшой рисунок.

Подготовленный таким путём кармашек примётывают к прямоугольнику ткани, предназначенной для «стенки», затем пришивают его частыми прочными стежками. Пришивать необходимо аккуратно, чтобы с лица не было заметно стежков.

Небольшое проволочное колечко с продетой в него тесьмой прикрепляют к картонке для подвешивания футляра (см. картонажные работы).

Заготовленную ткань с пришитым к ней кармашком натягивают на картон. При этом следят, чтобы узор совпал с краем картонки, а кармашек пришёлся внизу точно на середине «стенки». Края ткани, с обратной стороны картона, стягивают толстыми нитками (рис. 226, В) и пришивают подкладку швом «через край».

Закладка для книг (рис. 227, А)

Простую закладку для книг можно изготовить из отрезка широкой тесьмы длиной 15—18 см. Вдоль этого отрезка нитками разного цвета прошивают несколько рядов швом «вперёд иголку».

Можно сделать закладку и из какой-либо плотной ткани, например полотна. В этом случае следует заготовить два отрезка ткани шириной 5 см и длиной 20 см. На одном из отрезков нужно прошить полосы, как было указано выше. Затем обе заготовленные части ткани складывают вместе лицевыми сторонами, смётывают и сшивают по краю продольных сторон швом «вперёд иголку». После этого удаляют намётку и вывёртывают работу на лицевую сторону. На концах закладки делают бахрому, выдёргивая нити утка.

Рис. 227. Поделки из ткани

А — закладка для книг; Б — книжечка для иголок; В — коврик для кукольного уголка; Г — сумочка; Д — сарафанчик для куклы

Книжечка для иголок (рис. 227, Б)

Для удобного хранения иголок учащиеся могут изготовить специальные «книжечки». Для «листков» книжечки заготовляют 2—3 кусочка ткани прямоугольной формы. Для обложки берут более плотную ткань и на ней предварительно швом «за иголку» прошивают украшение в виде «корешка» и «уголков» книжки. Заготовленные кусочки ткани вместе с обложкой складывают вдвое и на середине сшивают тем же швом «за иголку».

Коврик для кукольного уголка (рис. 227, В)

Простой коврик для кукол учащиеся сделают из прямоугольного кусочка полотна или какой-либо другой подходящей ткани. Первоначально надо выравнять и подрезать края ткани и подшить их краевым швом.

Рисунок для коврика учащиеся составят сами на клетчатой бумаге из прямых линий, квадратов, треугольников и полос. Затем они рисунок переведут на ткань через копировальную бумагу и швом «за иголку» прошьют его цветными нитками.

Сумочка для рукодельных принадлежностей (рис. 227, Г)

Из кусочка ткани размером примерно 40×16 см можно сшить сумочку для рукоделия. Желательно для этой работы взять полосатую ткань, что облегчит подгибание длинных сторон при сшивании их двойным швом. Для продёргивания тесьмы или шнурка сумочку сверху прошивают широким рубцом, который выполняют в следующем порядке: верхний край мешочка загибают примерно на 6—8 мм и приглаживают его ногтем или напёрстком, а затем производят второе подгибание рубца на 3 см от края, после чего намётывают и прошивают краевым швом, оставляя небольшое отверстие для продёргивания тесьмы. Концы тесьмы сшивают или же завязывают узлом.

На сумочке можно поставить метку — инициалы того, кому она предназначается, выполнив швом «за иголку».

Сарафанчик для куклы (рис. 227, Д)

На шитье простейшего сарафанчика девочки учатся снимать сантиметром мерку и составлять выкройку. Записывают два измерения: длину юбочки и объём талии. Для определения ширины юбочки объём талии увеличивают в 2,5—3 раза. На чистом листе бумаги дети вычерчивают выкройку юбки в форме прямоугольника, стороны которого соответствуют длине и полученной ширине юбки. Готовую выкройку вырезают, прикалывают её булавками к ткани и кроят юбку сарафанчика с прибавлением одного сантиметра на швы. После этого приступают к сшиванию юбочки двойным швом. Сверху на юбке оставляют прорешку для застёжки, края которой прошивают краевым швом.

Рис. 228. Кисточка для мытья посуды

Низ сарафанчика подшивают, заложив рубец шириной около одного сантиметра. На верху юбки делают сборки и стягивают их в соответствии с объёмом талии. Для пояса берётся полоска ткани на 3 см длиннее объёма талии и шириной в 1,5 см. Полоску эту примётывают и пришивают с лицевой стороны. Затем удаляют намётку, второй край полосы загибают наизнанку, примётывают и пришивают. На концах пояса излишки полосы подравнивают, засовывают внутрь пояса и зашивают. Для застёжки пришивают крючок с петелькой. К сарафанчику нужно пришить две бретели из тесьмы.

Кисточка для мытья посуды (рис. 228)

Удобную кисточку для мытья посуды легко сделать из мочала. Для выполнения этой работы, помимо мочала, потребуется и немного шпагата. Палочку длиной 25—30 см учащиеся выстрогают ножом из толстой лучины, концы закруглят, на одном из концов, отступив на 1,5 см от края, прорежут углубление в виде желобка. Приготовленное мочало для эластичности следует смочить тёплой водой и нарезать частями в 16—18 см. Когда всё будет заготовлено, приступают к завязыванию кисти. На столе натягивают небольшой отрезок шпагата, на который кладут кучкой заготовленное мочало так, чтобы середина отрезков мочала соприкасалась со шпагатом. Подготовленную палочку желобком кладут на середину мочала, а концы шпагата затягивают вокруг палочки так, чтобы мочало крепко держалось на желобке. Затем концы мочала, расположенные вверх, отгибают вниз и крепко привязывают их шпагатом по месту желобка. Остаётся кисточку немного подравнять, подстричь, придать ей более аккуратный вид, и тогда её можно употреблять для мытья кастрюль горячей водой и для посуды с узким горлом (бутылок, банок).

Такую же кисточку можно сделать и для сметания крошек со стола, только подстричь её придётся покороче.

Пояс из клеёнки

Из кусочков клеёнки можно сделать пояс. Делается он так: заготовляют выкройку (шаблон) в виде кружка, треугольника или цветка. Клеёнку нарезают прямоугольниками с расчётом, что на каждом из них поместится два шаблона нашей выкройки. Затем клеёнчатые прямоугольники складывают вдвое, кладут на них шаблон, обводят его карандашом и вырезают так, чтобы на линии сгиба клеёнка не разрезалась (рис. 229, А). Затем вырезанные кружочки вкладывают одной стороной друг в друга, а вторую сторону приглаживают. Таким путём получается полоса для пояса (рис. 229, Б). Для застёжки, имеющейся на одной из сторон пояса, прорез будет служить петлёй. На другую сторону пояса пришивают красивую большую пуговицу.

Рис. 229. Пояс из клеёнки