А. Федотов

Техника театра кукол

Часть I.   Театральная кукла

Глава 2.   Куклы на тростях

Одной из наиболее интересных разновидностей верховой куклы является кукла на тростях (или тростевая кукла). Она получила свое название от тростей, при помощи которых актер управляет руками куклы. Тростевая кукла чаще всего изображает фигуру человека, реже — животных.

Тростевая кукла (рис. 27) не надевается вплотную на руку актера, как кукла-петрушка, а только управляется ею изнутри. Благодаря этому она отличается значительным разнообразием пропорций и размеров. Руки тростевой куклы, имеющие сгибы во всех сочленениях, могут повторить большинство жестов, свойственных человеку. Широкий и пластичный жест тростевой куклы делает ее особенно пригодной для воплощения на сцене пьес героико-романтического репертуара.

Куклы на тростях начали появляться с первых шагов деятельности советских кукольных театров. Сперва они применялись эпизодически в петрушечных спектаклях, когда роль требовала выразительных средств, не свойственных петрушечной кукле. Так появился «дедушка Крылов» у старейших советских кукольников Ефимовых (1918), так возник «городовой» в спектакле «Каштанка» Государственного Центрального театра кукол (1935).

Впервые целый спектакль был осуществлен при помощи тростевых кукол Н. Я. и И. С. Ефимовыми, поставившими в 1933 году «Макбета» Шекспира. С тех пор конструкция тростевых кукол непрерывно совершенствуется.

В настоящее время в Советском Союзе почти не осталось кукольных театров, которые не применяли бы в своей работе тростевых кукол.

Плечи

Конструкция тростевой куклы должна быть непременно твердой. Основные материалы для скелета тростевой куклы — дерево и металл. При мягкой конструкции нельзя добиться точного, выразительного жеста.

Основу тростевой куклы составляют твердые, чаще всего деревянные плечи (рис. 28). В середине плеч прорезается отверстие для головы, по бокам прикрепляются руки. Обычная толщина плеч — до 1 см.

Слишком тяжелая кукла утомляет актера. Чтобы уменьшить вес, делают плечи из мягкой проволоки — медной, железной, алюминиевой (рис. 29). Такая кукла требует осторожного обращения при упаковке, чтобы не погнулись плечи и не деформировался весь корпус.

Руки

Руки тростевой куклы также делаются из твердого материала, чаще всего из дерева или проволоки.

Рука куклы состоит из трех частей — кисти, предплечья и плеча — или из двух, когда кисть руки не отделяется от предплечья. На рис. 30 показано принятое в анатомии деление человеческой руки на кисть, предплечье и плечо.

Проволочные руки прикрепляются к проволочным плечам. При этом проволока на конце сгибается в кольцо, и одно кольцо входит в другое, образуя кольцевой шарнир (рис. 31). Соотношение колец должно быть таким, чтобы даже при неосторожном движении рука куклы не приняла неестественно вывернутого положения. Для этого мастер, делающий куклу, в процессе изготовления проверяет анатомическую правильность и сценическую выразительность ее жестов.

Точно так же и в локтевом суставе кольца не должны позволять руке куклы поворачиваться больше, чем это могла бы сделать человеческая рука. Поэтому на одной стороне сочленения делается выступ, в который упирается другая часть сочленения, не давая руке повернуться в противоположную сторону (рис. 32).

Деревянные руки соединяются с плечами (так же как и части деревянной руки между собой) сыромятным ремнем (рис. 33). При этом точно рассчитывается расстояние между деталями в месте сочленения: при слишком укороченном ремне жест куклы становится связанным и маловыразительным, а слишком расставленные сочленения придают жесту расхлябанность, с которой не справится даже самый опытный актер.

Когда кукле требуется сделать точный, но ограниченный жест (например, когда несколько кукол, сведенных на одно управление, должны совершенно одинаково поднять руки вверх), руки скрепляются в локтевом суставе металлической петлей (рис. 34).

Если рука куклы изображает обнаженную руку человека, применяется так называемый пазовый шарнир (рис. 35), который маскируется кусочком трикотажа.

Рука куклы, скрытая костюмом, должна обладать гладкой поверхностью. В противном случае за нее могут цепляться складки материи, что будет мешать свободе жеста.

Трости к рукам

Одной из самых существенных деталей куклы на тростях являются трости, с помощью которых руки куклы приводятся в движение. Правильно сделанные руки куклы и правильно прикрепленные к ним трости дают ту выразительность жеста, которая и составляет художественную силу тростевой куклы.

Трости бывают проволочные и деревянные. Проволока для тростей подбирается из такого металла и такой толщины, чтобы свести вибрацию до минимума. Применяемые некоторыми театрами спины от зонтов не оправдывают себя. Правда, они легки и тонки, но имеют настолько сильную вибрацию, что жестикулировать ими можно только наугад.

Металлические трости вделываются нижними концами в короткие деревянные рукоятки. Это необходимо по двум причинам: опасно, если на уровне лица актера будут болтаться незащищенные концы металлических тростей, и, кроме того, актеру неудобно держать в руке такую тонкую трость.

Рукоятка у металлических тростей, а также нижние концы деревянных тростей бывают либо круглые, либо плоские с прямоугольным сечением. Применение тех или иных рукояток зависит чаще всего от привычки актера. Плоскими рукоятками удобнее работать, если держать их между пальцами рук. Если же актер ставит обе трости на ладонь, то для мелких, точных поворотов руки удобнее круглые рукоятки.

Длина тростей делается с таким расчетом, чтобы при высоко поднятой руке куклы ниже грядки спускался достаточно длинный конец трости, который актеру было бы удобно держать.

Трости могут находиться как вне корпуса куклы (открыто или замаскированно), так и внутри него.

Наружные трости прикрепляются к кисти руки куклы (к середине ладони или ближе к запястью) или к предплечью.

Выбор места прикрепления трости к руке зависит от характера жестов, которые хотелось бы получить актеру и режиссеру от данной куклы, и от возможности одеть куклу в тот или иной костюм (при замаскированных тростях).

Если трость прикреплена к кисти руки, это дает возможность сгибать руку куклы во всех трех сочленениях (плечо, локоть, запястье).

Наименее выгодным, хотя и очень удобным для управления, является крепление в середине ладони: прикрепленная в этом месте трость назойливо бросается в глаза. Лучше крепить ее в желобок, проделанный в ладони, ближе к запястью (рис. 36).

Трость, прикрепленная к предплечью, не позволяет сделать сгиба в запястье, однако при повороте трости можно достигнуть поворота ладони кверху и книзу. У куклы с тростью, прикрепленной к предплечью, более обобщенный, более условный жест, при этом трость менее видна зрителю и ее легче замаскировать. Открытые трости лучше крепить к предплечью.

Если трость прикреплена к предплечью, локоть утяжеляют каким-либо грузом, например обматывают руку возле сочленения толстой проволокой. Если этого не сделать, то кисть руки перевесит, и рука будет выворачиваться локтем кверху (рис. 37).

В месте прикрепления трости в руке куклы делается небольшой желобок (рис. 38). В этот желобок вводится металлическое колечко, которым оканчивается трость, и закрепляется металлическим шпеньком, проходящим поперек желобка.

Трость должна двигаться внутри желобка достаточно свободно, но таким образом, чтобы рука не могла поворачиваться самопроизвольно. Это надо проверять в каждом отдельном случае.

Крепить трость можно также при помощи второго кольца, ввинченного в деревянную руку или припаянного к проволочной руке (рис. 39). Размеры этого кольца устанавливаются по такому же расчету, как и в предыдущем случае.

Крепление может быть произведено также на сыромятном ремне.

Голова. Гапит

Голова тростевой куклы изготовляется теми же способами, что и голова петрушечной куклы. Она может точно так же надеваться на пальцы актера. При этом рука актера входит в корпус куклы до локтя, что придает кукле значительную гибкость и подвижность. Но при таком управлении рост тростевой куклы приближается к росту петрушечной. Обычно кукла на тростях имеет высоту от 60 до 80 см, и голова ее насажена на трость (так называемый гапит), которую кукольник держит в руке.

Уменьшая гибкость туловища куклы, гапит в то же время обладает и положительными качествами. Кукла на гапите может активнее поворачивать голову. Кроме того, гапит увеличивает рост куклы, а следовательно, л все ее пропорции.

Гапит пропускают сквозь отверстия в плечах и снабжают его каким-нибудь утолщением, например деревянным или проволочным кольцом, для того чтобы плечи не опускались.

Гапит можно подвешивать на материи или на резинках, вкрепленных в плечи. Этот способ облегчает повороты и наклоны головы. Так как материя и резинка растягиваются, их надо время от времени проверять и подтягивать.

Мягко и точно работает гапит, укрепленный на шарикоподшипнике. Для этого в деревянные плечи врезается шарикоподшипник небольшого калибра, а в отверстие шарикоподшипника плотно вгоняется гапит.

Гапиты делаются разной длины. Короткий гапит предпочтителен в том отношении, что дает наибольшие возможности поворота головы при одновременном ее наклоне. Однако длина гапита должна быть достаточной для того, чтобы актер мог уверенно держать его в руках (рис. 40). При длинном гапите можно закрепить куклу на какое-то время неподвижно, тем самым высвободив руку актера.

Для того чтобы при длинном гапите куклу можно было согнуть в талии, его перерезают в соответствующем месте и скрепляют обе части между собой двумя плотными резинками или крепкой спиральной пружиной (рис. 41). Согнуть гапит можно либо рукой изнутри, либо ниткой, прикрепленной к подбородку снаружи.

Любопытную, хотя и редко встречающуюся в практике, разновидность представляет собой гапит, укрепленный на голове актера (рис. 42). Он делается следующим образом: шьется чепчик с завязками, плотно облегающий голову актера; к чепчику сверху пришивается валик из материи, туго набитый ватой; к валику прикрепляется круглая фанерная дощечка; к дощечке в свою очередь — деревянная крестовина, служащая остовом для куклы.

Гапит, укрепленный на голове, освобождает обе руки актера для управления руками куклы. Но корпус куклы при этом становится малоподвижным.

Иногда при длинном гапите появляется необходимость не только поворачивать голову, но и наклонять ее. При этом может случиться, что устройство куклы не позволит ввести руку достаточно глубоко внутрь, например, когда тростевая кукла изображает собой всадника и трость пропущена сквозь корпус другой куклы, изображающей лошадь. В таком случае га пит перерезается возле шеи и скрепляется с одной стороны петлей, с другой — резинкой или пружинкой, поддерживающей голову в вертикальном положении (рис. 43). Голова наклоняется ниткой, резинка же возвращает голову в исходное положение.

Конструкция гапитов непрерывно совершенствуется, и в последнее время появились уже довольно сложные механизмы для управления головой тростевой куклы.

Многими театрами Советского Союза, работающими с тростевой куклой, применяется для поворота и наклона головы механизированный гапит. Основной его особенностью является то, что плечи куклы составляют одно целое с той палкой, которую актер держит одной рукой. С этой палкой скреплена подвижно вторая, которая и является собственно гапитом, то есть управляет движениями головы. Этой второй палкой актер работает при помощи одного или двух пальцев той же руки (рис. 44).

При простом, немеханизированном гапите каждый поворот головы куклы сопровождается движением всего корпуса куклы, хотя бы и самым легким. Чтобы избежать этого, кукольник вынужден, поворачивая голову куклы, придерживать ее корпус за ручные трости. При механизированном гапите палка, несущая на себе корпус куклы, уверенно держится рукой актера, и поворот головы не влечет за собой поворота всего туловища, если его даже не придерживают за трости.

При наклонах головы немеханизированный гапит, хотя бы и самый короткий и слабо соединенный с плечами, сообщает наклон всей верхней части корпуса. При механизированном гапите этого не получается.

Необходимо отметить, что механизированный гапит значительно усложняет работу актера. При простом коротком гапите актер может легко передавать те или иные эмоции движениями кукольной головы. Механизированный гапит, как и всякий более или менее сложный инструмент, требует основательной тренировки. Им надо хорошо овладеть, иначе не получится тонких оттенков и все движения головы будут более или менее приблизительными.

Разберем устройство механизированного гапита, применяемого с теми или иными видоизменениями во многих спектаклях Государственного Центрального театра кукол (см. рис. 44).

Гапит состоит из трех частей: неподвижной палки вместе с плечами А, трости Б, вращающей и опускающей голову, и деревянного цилиндра В, на котором укрепляется голова. Деталь Б состоит из самой трости и наглухо скрепленного с ней деревянного кольца, надетого на неподвижную палку. Когда актер вращает это кольцо большим пальцем, кукла поворачивает голову. Когда актер спускает кольцо вниз, кукла наклоняет голову. Трость, вращающая и наклоняющая голову, скреплена с последней при помощи петли. Голова соединена с основной несущей палкой при помощи жесткого, но подвижного упора — твердой проволоки, прикрепленной к голове и к плечам при помощи кольцевых шарниров, либо жесткой резиновой трубки, посаженной на прочный шнур или сыромятный ремень.

Возможен и другой способ (см. деталь Г рис. 44). Упором для головы служит рейка с закругленным концом, прикрепленная к плечам. В куске дерева, на котором укреплена голова, выбирается соответствующее углубление, надеваемое на закругленный конец рейки. Внутри рейки пропущен шнур или сыромятный ремень, притягивающий голову, чтобы она не соскочила.

Костюм тростевой куклы

Костюм тростевой куклы не связан с формой руки актера, поэтому его можно шить любым покроем.

Если костюм шьется из легкой материи, его делают на подкладке, чтобы фигура куклы не выглядела, как пустой мешок. Иногда умело расположенные складки и сборки позволяют обойтись и без подкладки, так как они сами придают кукле необходимый объем и форму.

В случае надобности плечи подбиваются ватой; стеганые ватники подкладывают также под спину, грудь и бока. Применять вату для придания формы телу тростевой куклы можно смелее, чем у петрушечной, но не следует этим злоупотреблять, так как кукла делается неуклюжей.

Если костюм не закрывает шею целиком и видны механизмы, управляющие движениями головы, шею обтягивают трикотажем телесного цвета.

Иногда всю верхнюю часть туловища тростевой куклы укрепляют на проволочном или деревянном каркасе или же делают ее целиком из папье-маше. В этом случае костюм сидит идеально, но гибкость куклы уменьшается.

Маскировка наружных тростей

Покрой костюма у тростевой куклы связан с необходимостью маскировки тростей. Обычно трости маскируют, стараясь скрыть их от зрителя или оправдать их наличие. В некоторых, сравнительно редких случаях трости остаются незамаскированными, но тогда они должны быть достаточно удалены от кисти руки. Это осуществимо главным образом в пьесах сказочно-фантастического характера, таких, как «Волшебная лампа Аладина», «Сказание о граде Лебединце» и др.

При современном пиджачном костюме открытая трость, прикрепленная к киста руки, режет глаза, какая бы тонкая она ни была.

В ряде спектаклей трость маскируется халатом или плащом (рис. 45), размеры которого зависят от того, в каком месте руки прикреплена трость. При этом для халата и плаща выбирается такой покрой, чтобы под ним ощущалась форма руки и жест куклы был понятен и выразителен.

В некоторых случаях трость маскируют деталью костюма (свисающие рукава, ленты, бусы и другие украшения), не закрывая всю руку халатом или плащом (рис. 46).

Иногда функцию трости выполняет предмет, который кукла якобы держит в руке. Это могут быть лыжные палки, копье, лук, тросточка, метелка и т.п. Нижние концы этих предметов должны спускаться ниже грядки, чтобы работающий с куклой актер мог действовать этими предметами, как тростями.

Однако, кроме палок в руках у лыжника, вряд ли встретятся случаи, когда кукла может держать в обеих руках по одинаковому предмету, то есть два копья или две метлы и т.п. Поэтому чаще всего при помощи трости-предмета управляют только одной рукой куклы, другая же рука свободно болтается или закреплена в определенном положении, например заткнута за пояс, всунута в карман. Если же левой руке придается самостоятельное управление, как у куклы, надеваемой на руку (рис. 47), она получает некоторое движение, правда, более ограниченное по сравнению с правой.

В некоторых случаях можно сделать одну трость для обеих рук (например, кукла может держать копье двумя руками).

Есть еще один способ маскировки тростей. Он состоит в том, что трости оклеиваются черным бархатом и кукла играет на фоне задника, сделанного тоже из черного бархата. Однако в редких постановках уместен и возможен такой фон. Кроме того, при этом способе маскировки все жесты куклы должны делаться с таким расчетом, чтобы трость не попадала на фон костюма куклы, иначе она сразу же обнаружится.

Вообще же надо иметь в виду, что пластичный, ярко выраженный, правдивый жест при хорошей актерской игре заставит зрителя забыть о существовании тростей, и наоборот, небрежная, неряшливая игра выдаст трости, как бы они ни были замаскированы.

Внутренние трости

Внутренние трости применяются в тех случаях, когда характер постановки не позволяет художнику замаскировать наружные трости, а в спектакле должны действовать куклы с анатомически правильными пропорциями.

Внутреннюю трость делают изогнутой и наглухо прикрепляют к локтю куклы (рис. 48). В этом случае трость составляет единое целое с предплечьем куклы и дает актеру большую уверенность в управлении. Однако такая изогнутая трость значительно ограничивает движения; кукла не может высоко поднять руку

Или отвести ее далеко от корпуса. Попытки сделать широкий жест приводят к деформации всей фигуры куклы. При внутренней изогнутой трости в костюме куклы надо делать возможно широкие проймы по линии изгиба трости. Внутренняя механизированная трость преследует цель показать на ширме человека, одетого в современный костюм.

Подобного рода механизмы пока еще находятся в стадии экспериментальной разработки и до сих пор широкого распространения не получили. Это объясняется как сложностью их конструкции, так и трудностями управления.

Внутренняя механизированная трость, изображенная на рис. 49, в отличие от изогнутой трости дает руке куклы большие возможности движения и жеста (правда, несколько механического).

Трость прикрепляется к руке вблизи от плечевого сустава. Вращением трости достигается размах руки из стороны в сторону. Когда поднимается трость, рука куклы также поднимается вверх. Если нажать большим пальцем движок, находящийся на нижней части трости, то натягивается шнур, проведенный к локтю куклы, и рука сгибается в локте.

У трости, показанной на рис. 50, нет особого приспособления для сгиба в локте. При поднятии руки вверх трость при помощи проволочки тянет за собой предплечье, и рука сгибается. Для кукол с ограниченными функциями такая трость очень удобна. Данная конструкция позволяет, например, воспроизвести игру на рояли (кукла-пианист в спектакле Государственного Центрального театра кукол «Необыкновенный концерт»).

Сыграть же роль персонажа, у которого по ходу действия должно быть много разнохарактерных движений, куклой с внутренними механизированными тростями значительно труднее. Надо очень много тренироваться в освоении подобного механизма, чтобы добиться мало-мальски выразительного жеста.

За последнее время в этой области производятся усиленные поиски, механизмы совершенствуются, и актеры все более овладевают техникой управления внутренними тростями.

Карнавальные куклы на шестах

Все сказанное выше касается главным образом кукол на тростях, чаще всего применяемых нашими театрами, то есть таких, высота которых колеблется в пределах от 60 до 80 см.

Но у кукольного театра может возникнуть необходимость поставить спектакль, который могли бы смотреть одновременно несколько тысяч зрителей, скажем, на карнавальных гуляньях или во время различных массовых кампаний. В этом случае делаются огромные карнавальные куклы на шестах.

В качестве гримера я опишу постановку, осуществленную в 1938 году самодеятельным коллективом Московского клуба строителей.

В этой постановке участвовали куклы в рост человека, изображавшие белогвардейских главарей, побитых Красной Армией во время гражданской войны.

Основой для каждой куклы служил длинный шест с перекладиной наверху. Мешок, набитый соломой или стружками и надетый на шест, давал кукле объем. Сверху на шест прикреплялась голова, на мешок надевался костюм.

Кукол показывали из-за ширмы. В некоторых случаях исполнитель держал шест в руках, иногда он вставлял его в карман, приделанный к поясу. Этот прием освобождал руки кукловода для управления руками и мимикой куклы. Были случаи, когда с куклой работали два человека: один держал шест, другой управлял руками куклы. С иными куклами работали даже три человека.

Некоторые куклы были сконструированы крайне просто. Руки, сделанные из мешочков, набитых стружками, и перехваченные в суставах, свободно болтались при движении куклы. Такая кукла могла забавно маршировать, плясать и драться. Все это достигалось умелым раскачиванием шеста.

«Юденич» ехал верхом на лошади. У лошади была только голова. Она высовывалась из-за ширмы на такой высоте и на таком расстоянии от «Юденича», что можно было предположить, будто остальное туловище лошади находится где-то ниже уровня ширмы. Куклу, изображающую Юденича, вел один актер, лошадиную голову, укрепленную на палке, — другой. Мягкие руки «Юденича» были наглухо прикреплены к поводьям. Изменением расстояния между куклой и головой лошади и их различными поворотами достигались самые разнообразные движения рук. Взмахом шестов вверх и вниз создавалось впечатление рыси, галопа, вставшей на дыбы лошади и т.п.

Почти у всех кукол были мимирующие лица: вращались глаза, открывались рты, поднимались кверху усы и т.д.

У некоторых кукол руки были заменены руками живого актера, одетыми в перчатки. В таком случае верхняя часть руки куклы от плеча до локтя была сделана из мешочка, набитого стружками. Ниже локтя висел пустой рукав. В костюме куклы на месте каждого локтя проделывалось отверстие. Его закрывали чехлом в цвет костюма, пришитым в этом месте и спускающимся ниже края ширмы. Актер из-за ширмы просовывал свою руку через чехол в нижнюю часть рукава куклы, так что кисть его руки показывалась из-за обшлага. Ту часть чехла, которая виднелась между локтем куклы и краем ширмы, зритель обычно не замечал.

Такая кукла могла делать руками все, что угодно. «Врангель», например, грозил кулаком, точил кинжал и т.п. Но руки нельзя было поднимать высоко вверх: обнаружился бы слишком большой кусок чехла.

На рис. 51 изображена кукла «Махно», которой управляли три человека: один нес шест и управлял ртом, другой — руками, третий — ногами (ноги не были прикреплены к кукле).

Самодеятельный кружок одной из частей Московского гарнизона обслужил аналогичной постановкой огромное количество зрителей. Спектакли давались и в клубах и на открытом воздухе.

Другие самодеятельные коллективы выступали с такими же постановками на площадях и в парках в майские и октябрьские дни.

Изредка большие куклы встречаются и в обычных спектаклях кукольных театров, когда нужно изобразить существо огромных размеров (например, Джин в спектакле «Волшебная лампа Аладина»). Но чаще такое гигантское существо изображает человек в маске (людоед в спектакле «Кот в сапогах» в Государственном Центральном театре кукол).