А. Федотов

Техника театра кукол

Заключение

Описанные в этой книге конструкции кукол и панические выгородки взяты в основном из практики Государственного Центрального театра кукол под руководством лауреата Сталинской премии народного артиста РСФСР С. В. Образцова. Частично также использованы материалы, имеющиеся в Музее театра.

Однако почти каждое техническое достижение, каждое изобретение и усовершенствование являются результатом огромной работы всей семьи советских кукольников и широкого обмена опытом между ними.

Так, например, кукла на тростях, у нас впервые примененная и по-своему разработанная Н. Я. и И. С Ефимовыми, получила ряд дополнений и изменений в работах художника Н. М. Беззубцева (Воронеж) и затем уже появилась в Государственном Центральном театре кукол. Здесь над ее усовершенствованием работали художники Н. Ф. Солнцев, Б. Д. Тузлуков и др. У тростевой куклы появился механизированный гапит, были внесены изменения в устройство сочленений и т.д.

Одновременно над усовершенствованием тростевой куклы работали и другие театры (Московский городской, Московский областной, Ленинградский, Латвийский и др.).

Эксперименты в этой области продолжаются и сейчас. Из работ последних лет заслуживают исключительного внимания, например, тростевые куклы, созданные во Львове (художник С. П. Стешенко), Горьком (художники А. П. Колесникова и Н. М. Дрягина), Саратове (художник М. Э. Бострэм), Ленинграде (художники Н. Н. Константиновская и С. А. Рубанович) и Риге (художник А. А. Терпиловский).

Интересные экземпляры тростевых и механических кукол создаются также в детском самодеятельном кружке г. Ельца, в котором участвуют школьники в возрасте от 10 до 15 лет.

С куклой на внутренних тростях еще раньше, чем Государственный Центральный театр кукол, работал В. А. Швембергер, хотя его система устройства тростей принципиально отличалась от той, какую стал применять ГЦТК в своих последних спектаклях.

Одним из первых начал работать над механической куклой Н. Ф. Солнцев Большинство описанных в данной книге механических кукол было сделано Н. Ф. Солнцевым для спектаклей Государственного Центрального театра кукол.

Мягкую мимирующую куклу впервые сделал С. В. Образцов для своего эстрадного номера «Докладчик». Однако в дальнейшем над мягкой мимирующей куклой работали многие художники, которые нашли новые принципы устройства. Из этих художников особенно следует отметить Е. П. Гвоздеву, В. В. Андриевича и Е. Т. Беклешову.

В области устройства портативных сценических выгородок наряду с Государственным Центральным театром кукол (если не в большей степени) работали многие периферийные театры, а также отдельные кукольники-эстрадники.

В разработке сценической выгородки большие заслуги имеет художник В. В. Андриевич, который создал много интересных конструкций сначала в Московском областном театре кукол, а затем в Государственном Центральном театре кукол.

И сейчас во всех кукольных театрах Советского Союза продолжается непрерывная работа по техническому усовершенствованию кукол и сценической выгородки. Плодотворной деятельности советских театров кукол во многом способствует дружеский обмен опытом между ними, составляющий славную традицию советских кукольников. Необходимо, чтобы в дальнейшем этот обмен опытом все более и более расширялся.

Поэтому мы просим всех деятелей советского театра кукол, имеющих какие-либо интересные находки по технике куклы и сценической конструкции, сообщать о них по адресу: Москва, ул. Горького, N 32-а, Музей театральных кукол.