Передо мной небольшая тетрадь, на обложке которой выведено крупными буквами: «История театра Петрушки 21 Ф. 3. Д.» 1 Эта «история» написана четверть века назад одним из участников самодеятельного школьного кукольного театра, созданного от начала до конца самими ребятами.
1 Ф.З.Д. — фабрично-заводская десятилетка.
Я хорошо помню спектакли этого веселого талантливого коллектива, помню, с каким увлечением, азартом и любовью относились ребята к своим обязанностям? как им хотелось, чтобы у них было все, как в «настоящем, театре».
Вот как описал автор рождение своего школьного театра: «В школу с начала учебного года ребята приходят бодрые, веселые, с ворохом новых идей, мыслей, желаний... Гдаль пришел в школу со старой куклой. И кукла вызвала необычайное действие — в этот день родился будущий герой моего повествования — кукла и театр Петрушки. В состав кружка вошли восемь человек. Вошли они сами собой: никто их не записывал, никто их не спрашивал и никто не агитировал. Они сразу же стали няньками, гувернантками, кормилицами новорожденного младенца Петрушки. Трудно было неопытным нянькам нянчить капризное дитя. Но там, где есть любовь к исполняемому делу, не может быть неудачи. «Няньки и гувернантки» полюбили Петрушку и сразу с жаром взялись за его обмундирование и воспитание.
У всех было одно желание — скорей за работу. Тут же произошло распределение обязанностей. Эскизы декораций рисовали Гдаль и Абрам. Куклы делал тот же Гдаль, инсценировку писал К-р, одевать петрушек взялись Женя и Валя, охранять их имущество — «завхоз» Миша, а освещать их «деяния» — «осветитель» Женя. Главным воспитателем новорожденного Петрушки (читай: директором театра) был единогласно избран Гдаль».
Каждому, как видите, нашлось дело по вкусу. Каждый в меру своих сил и способностей помогал рождению нового интересного дела, которому суждено было впоследствии сыграть в жизни школы значительную роль. И дело совсем не в том, что некоторые участники этого кружка сделались со временем профессионалами в той или иной отрасли искусства (это совсем не обязательно, и такой задачи самодеятельный кукольный кружок и не должен перед собой ставить), — важно, что каждый из ребят, участвуя в общей работе, испытал большую творческую радость от соприкосновения с искусством.
В «Истории театра Петрушки 21 Ф. 3. Д.», подаренной мне кружком в одну из наших памятных встреч, весело и живо рассказано о том, как создавали ребята свой первый спектакль, сколько возникало у них недоуменных вопросов, которые приходилось решать самим, без чьей-либо помощи. Часто ломали они голову над выполнением какой-нибудь технической задачи, а потом узнавали, что профессиональные кукольные театры давно уже эти задачи разрешили.
Трудно было научиться управлять куклами, но постепенно, преодолевая все эти трудности, кружок шел к выполнению заветной цели — постановке своего первого спектакля. Я видел спектакли этого театра; и, конечно, прав был автор «Истории» — «там, где есть любовь к исполняемому делу, не может быть неудачи».
Да, это был хороший, интересный кружок, доставлявший много радости его участникам и зрителям. Еще и сейчас, встречая иногда бывших кружковцев, я с удовольствием вспоминаю свои впечатления от спектаклей «Театра Петрушки 21 Ф.З.Д.».
Я думаю, ребята, что, если вы захотите в школе организовать свой школьньщ кукольный театр, вам это будет сделать гораздо легче, чем тем ребятам, о которых я вам рассказал. Ведь сейчас вы сможете получить полезные советы не только в любом профессиональном кукольном театре, но и в Домах пионера и школьника, где есть свои самодеятельные кукольные театры.
У нас в стране много хороших кукольных театров, и спектакли их смотрят зрители всех возрастов: и дети и взрослые, и каждый находит в них для себя много интересного. А ведь совсем недавно, всего сорок лет назад, в царской России не было ни одного настоящего, как говорят, профессионального театра кукол. И хотя народ всегда любил смотреть кукольные представления, любил веселого зубоскала и драчуна Петрушку, петрушечников не пускали не только в театры, но даже во дворы барских особняков.
«Вход петрушечникам и тряпичникам воспрещен»,— можно было прочитать на многих петербургских домах. Наверно, тем, кто тогда распоряжался театрами, не нравился острый язычок Петрушки, высмеивавшего бар, чиновников, попов и не боявшегося не только властей, но и самого черта.
Вот и пришлось Петрушке и его собратьям куклам больше трех столетий скитаться по городам и селам нашей необъятной Родины.
Где уж тут было думать о настоящем театре, в котором хорошо и удобно было бы зрителям смотреть кукольные представления, а кукольникам придумывать новые интересные спектакли.
После Великой Октябрьской социалистической революции все в нашей жизни изменилось. Особенно много внимания уделяет новая власть детям: строит для них ясли, детские дома, школы и даже специальные детские театры, которых еще нет ни в одной капиталистической стране. Дети всегда любили и любят кукол, вот почему и кукольный театр занял в их жизни значительное место.
Только теперь на смену Петрушке пришли новые лица. Ожили на кукольной сцене любимые герои хорошо знакомых сказок и детских книг, появилось много новых — интересных, веселых и поучительных — пьес. Да и сами спектакли стали много интереснее. Ведь когда до революции петрушечники показывали свои спектакли, они весь свой театр носили у себя за плечами. А сейчас многие кукольные театры имеют хорошие, специально для них приспособленные помещения.
Вместо одного актера, показывавшего Петрушку, в кукольных театрах теперь играют целые труппы хорошо обученных кукольников. Художники рисуют для кукольных театров декорации, скульпторы делают кукол, композиторы пишут музыку. Да и сами куклы стали куда интереснее.
Эта книга написана в помощь самодеятельным кукольным театрам.
В ней рассказано, как самим сделать кукол — от самых простых, из обыкновенной бумаги, до более сложных, из папье-маше и дерева; как построить ширму и марионеточную сцену; как научиться управлять различными куклами — петрушками, тростевыми, марионетками; как сделать декорации и бутафорию и, наконец, как организовать работу по выпуску спектакля.