А. Федотов

Техника театра кукол

Часть II.   Сцена театра кукол

Глава 4.   Смена декораций

Старый русский Петрушка обходился без всяких декораций. Современные кукольные театры, за очень редкими исключениями, не могут обойтись без декоративного оформления. Правда, кукольный театр пользуется декорациями в более скромных масштабах, чем драматический театр. При большом количестве декораций кукла зрительно потеряется. В театре кукол дается только самое необходимое оформление, служащее для обозначения места действия либо обыгрываемое действующими лицами.

По месту расположения декоративные детали классифицируются следующим образом: 1) помещающиеся на грядке (или на одном из планов); 2) расположенные в виде кулис; 3) находящиеся на заднике или возле него; 4) помещающиеся в промежутке между планами или между планом и задником.

Оттого, где именно расположены декоративные детали, зависит способ их крепления и метод перестановки.

Переднюю грядку не следует загромождать декоративными деталями, так как это мешает игре с куклой. Кроме того, кукла, отошедшая от грядки, для известной части зрительного зала непременно будет загорожена той или иной декоративной деталью. Переменив место, кукла исчезнет для другой части зала. Иначе говоря, она все время будет не видна то одной, то другой части зрителей.

Между тем декоративные детали, которые обыгрываются в процессе спектакля, должны по возможности монтироваться на передней грядке, так как куклы в основном играют возле нее. Поэтому» проектируя декоративное оформление, которое будет находиться на грядке, надо принимать во внимание его размеры, чтобы оно по возможности не загораживало куклы. Например, если это куст, то надо, чтобы он был пониже, если дерево, то потоньше, если дом, то лучше всего отнести его к какой-либо одной стороне грядки.

Самым неудобным местом для установки декораций является промежуток между планами или между последним планом и задником. Независимо от того, монтируется ли декоративное оформление непосредственно к планшету сцены или же выводится на кронштейнах от грядки, от задника или от кулис — все равно оно мешает продвигаться и актерам по полу и куклам над ширмой.

Менее всего мешают декорации, расположенные близко к заднику или кулисам.

Смена декораций происходит: а) или при закрытом занавесе; б) или без занавеса, на глазах у зрителей (так называемые «чистые перемены»).

Занавес

Театральным занавесом пользуются для закрывания сиены во время смены декораций. Занавес играет в спектакле некоторую смысловую роль, отделяя один законченный отрезок сценического действия (сцену, картину, акт) от последующего, начинающегося после того, как занавес откроется вновь. Таким образом, закрывание и открывание занавеса не всегда сопровождается сменой декораций.

Открывание и закрывание занавеса производится различными приемами. Занавес может подниматься вверх или отодвигаться вбок, открываться быстрее или медленнее в зависимости от общего ритма спектакля.

Если занавес повешен на некотором расстоянии от грядки, при его закрывании образуется просцениум.

В этом случае занавес может служить задником, на фоне которого развертывается действие на просцениуме.

Существует множество разновидностей занавеса. Некоторые виды занавеса можно подвешивать только при полной портальной арке, для других достаточно наличия жестких портальных кулис. Наконец» есть такие занавесы, которые могут быть устроены и при отсутствии портала.

На ширме, имеющей портал, чаще всего устраивается подъемный или раздвижной занавес.

На рис. 153 и 154 изображены разновидности довольно часто встречающегося подъемного занавеса в виде шторы. Устройство его понятно из рисунка.

Раздвижной занавес (рис. 155) состоит из двух половинок. К верхнему краю обеих половинок пришиты кольца (деревянные или металлические). Эти кольца в свою очередь надеты на толстую проволоку, укрепленную за порталом в его верхней части.

Для того чтобы занавес не провисал, проволока должна быть туго натянута. Проволоку можно разделить на две части (для каждой половины занавеса) и прикрепить к крепкому деревянному бруску (рис. 156). Еще лучше заменить проволоку круглой деревянной палкой или металлической трубой. Однако это возможно лишь при небольшой ширине зеркала сцены.

Сквозь кольца, к которым пришит занавес, проходит бечевка. В одном месте она привязана к крайнему правому кольцу левой половинки, в другом — к крайнему левому кольцу правой половинки занавеса. Когда бечевку тянут за один конец, занавес открывается, а за другой — закрывается.

При данном устройстве занавеса, как и при многих других, большое значение имеет прочность бечевки. Лучше всего для этой цели брать шелковый (или по крайней мере хлопчатобумажный) шнур. Чтобы предотвратить быстрое изнашивание и обрывы шнура, его иногда перекидывают в местах сгибов через металлическое колесико с глубокой ложбинкой.

Для подобного рода передачи применяются также фарфоровые трубочки, в которые пропускают электропровода при проводке их сквозь стену. Этот способ годится только для небольшой выгородки.

На рис. 157 изображен раздвижной занавес несколько иного типа. Здесь к порталу прикрепляется не одна, а две одинаковые, параллельные друг другу проволоки.

Одна половина занавеса надевается на одну проволоку, другая — на другую. Бечевка, управляющая занавесом, привязывается в четырех местах — к крайним кольцам каждой половинки занавеса.

В начальном положении, когда занавес открыт, одна половинка занавеса находится за левой портальной кулисой, другая — за правой. Если потянуть бечевку, половинки занавеса начнут двигаться одна навстречу другой, пока не сойдутся на середине зеркала сцены. Затем они проходят одна мимо другой, пока между ними не образуется щель. После этого занавес начинает открываться и открывается до тех пор, пока обе половинки занавеса не уйдут за портал, поменявшись местами.

Для того чтобы вновь открыть и закрыть занавес, веревку тянут в обратную сторону, и обе половинки вновь меняются местами, на некоторое время закрыв собой зеркало сцены.

Такого рода закрывание и открывание занавеса, когда его движение не прекращается ни на одно мгновение, бывает очень эффектным. Но практический смысл оно имеет лишь в том случае, если можно произвести полную перестановку декораций за тот короткий промежуток времени, когда зеркало сцены закрыто целиком. Если же придется останавливать движение на полпути, чтобы дать время для перестановки, то проще всего устроить обычный раздвижной занавес.

На ширме, имеющей только портальные кулисы, также может быть устроен раздвижной занавес. Однако ввиду отсутствия арлекина, маскирующего проволоки, занавес в этом случае должен быть подвешен на прочной палке (деревянной или металлической).

Нельзя также допустить, чтобы зрителям были видны бечевки, открывающие и закрывающие занавес. Чтобы скрыть их от зрителя, палка, на которую надеваются кольца, заменяется полой металлической трубой с продольной прорезью. Два крайних кольца устроены особым образом (рис. 158). При таком устройстве бечевки проходят внутри трубы. В конце ее вделаны деревянные катушки, не позволяющие бечевкам соприкасаться с острыми краями трубы.

Раздвижной занавес можно устроить и без применения бечевок. Для этого во внутренние края обеих половинок занавеса вставляются деревянные палки, уходящие своими концами за верхний край ширмы. При помощи этих палок раздвигают и задвигают занавес.

На рис. 159 изображен занавес, который может быть устроен на небольшой выгородке, имеющей портальные кулисы. К портальной кулисе на оси прикреплена рейка. К ней в свою очередь наглухо прикреплена половина занавеса. Когда обе рейки подняты до горизонтального положения, занавес закрыт. Когда они опускаются вниз и прячутся за портальными кулисами, занавес тем самым открывается.

На ширме без портала занавес устраивается сравнительно редко. Самый простой вид занавеса для бес-портальной ширмы — это прямоугольный кусок материи, прикрепленный к двум палкам. В необходимый момент его поднимают вверх над передней грядкой, а потом убирают.

На рис. 160 изображен занавес, собирающийся на середину. Для этого средние рейки а и б прикреплены к муфте в. Эта муфта может ходить вверх и вниз по стержню, поддерживающему всю конструкцию. Когда муфта опускается вниз, все рейки складываются, и занавес собирается.

Если стержень, несущий на себе занавес, соединить с другой галкой способом, указанным на рис. 140, сложенный занавес можно убрать совсем, то есть опустить его ниже линии грядки.

Конструкция, изображенная на рис. 161, представляет собой комбинацию занавеса и задника.

Обе половинки этого занавеса-задника сделаны целиком из какого-либо твердого материала или имеют твердый каркас, обтянутый материей. Когда они сдвинуты вперед, то закрывают собой игровое пространство и становятся как бы занавесом; отведенные назад, они становятся задником. Для этого их внутренняя поверхность должна быть декоративно оформлена.

Такой занавес может ходить только по ширме с круглой грядкой. Поэтому в его нижний край (см. деталь на рис. 161) заделываются шарикоподшипники (не менее трех пар для каждой половинки занавеса).

Чистые перемены

Если в спектакле много картин, то частое открывание и закрывание занавеса приедается зрителям. Кроме того, по содержанию пьесы может возникнуть надобность в смене декораций при открытом занавесе, например, если заколдованный лес на глазах у зрителей превращается в волшебный дворец. А иногда, как мы уже говорили, самый характер работы театра и конструкция его ширмы не допускают устройства занавеса.

Во всех перечисленных случаях возникает потребность в так называемых чистых переменах.

Чистая перемена — это такая смена декоративного оформления, которая происходит на глазах у зрителей быстро, чисто и театрально.

Для того чтобы были выполнены эти три условия, каждая чистая перемена должна быть хорошо продумана режиссером и художником с технической стороны. Все крепления устраиваются так, чтобы их легко было находить во время перестановки и быстро вставлять в них декоративные детали. Кроме того, составляется точная партитура перестановки. Каждый обязан знать свое место, какую деталь он снимает, куда ее отставляет или кому передает. Все силы по возможности расставляются так, чтобы никто не делал ни одного шага, а работал бы только руками. Чистые перемены надо тщательно репетировать, доводя слаженность работы до совершенства. Если одного рабочего по тем или иным причинам приходится заменить другим, то с последним надо назначать дополнительные репетиции, относясь к этому так же, как если бы вводили нового актера в спектакль.

Иногда чистые перемены производятся в полной темноте. В этом случае, хотя перестановка и скрыта от глаз зрителей, трудности ее не уменьшаются, а увеличиваются. Тут еще лучше надо выверять и удобство креплений и правильность расстановки сил. Сбившись в темноте, вы уже не сможете поправиться до тех пор, пока не дадут свет, а тогда будет уже поздно.

Для перестановки отдельных деталей вручную применяются те виды креплений, о которых говорилось выше. Здесь же описываются чистые перемены, при которых все декоративное оформление, или, во всяком случае, большая часть его, конструктивно увязанное в единое целое, устанавливается и убирается сразу, часто каким-нибудь простейшим механическим способом. Смена мягких задников. Большая часть описываемых ниже перемен касается смены декоративного оформления, находящегося на заднем плане. Сплошь и рядом в легких портативных спектаклях такого рода декоративное оформление является фоном для кукол, и большого специального задника за этими декорациями не вешают.

Для смены декоративно оформленного маленького задника существует простой способ (рис. 162). Два задника сшиваются краями вместе и надеваются, как муфта, на круглую палку. В то время как один задник виден зрителям, другой находится сзади в перевернутом положении. Для того чтобы произвести смену декораций, материю тянут вниз, и задники, перекатываясь по круглой палке, меняются местами.

Указанным способом можно оформить и большее количество картин. Опустив материю до самого пола, делят ее на соответствующее количество частей, исходя из размеров требуемого задника.

Другой способ (рис. 163) заключается в том, что заранее приготовляется необходимое количество задников. К нижнему краю каждого из этих задников прикрепляется планка. Верхние края всех задников, сложенные вместе, прибиваются к общей горизонтальной рейке.

Задник, который относится к последней картине, вешается первым; задник для первой картины — последним. После этого задники один за другим закатываются каждый на свою палку до самого верха. На каждый скатанный задник надевается веревочная петля (у каждого последующего задника эта петля, разумеется, должна быть несколько больших размеров, чем у предыдущего). Концы петли надеты на один из двух крючков, укрепленных на внутренней стороне рейки, к которой прибиты все задники. Когда требуется сменить задник, встают на стул и снимают с крючков две очередные петли. Соответствующий задник при этом падает вниз, закрывая собой предыдущий.

Весь этот комплект задников, заготовленных заранее, должен быть чем-нибудь замаскирован наверху, например близко расположенной падугой.

Жесткие декоративные задники. Для чистых перемен нередко применяются жесткие декоративные задники. Смена их достигается поворотом щита вокруг вертикальной оси. Чаще всего такие задники, даже при ширме небольших размеров, делятся на две или четыре части, так как при вращении небольших плоскостей вокруг вертикальной оси легче избежать перекосов и вибрации.

Такого рода щит, представляющий собой половину декоративного задника, изображен на рис. 164.

К боковым створкам ширмы сзади прикреплен горизонтальный деревянный брус. В нем имеется два круглых отверстия. Такие же отверстия находятся и в нижнем основании ширмы. Сквозь оба отверстия (в верхнем горизонтальном брусе и в нижнем основании ширмы) пропущен круглый вертикальный шест. На этот шест и укрепляется упомянутый твердый щит.

Смена декоративного задника производится поворотом щита на 180° вокруг шеста. Если декорации нарисованы на самих щитах, получаются только две смены. А можно сделать сменные декорации навесными, так, чтобы они закрывали основной щит (целиком или частично). В последнем случае щит делается нейтрального цвета, представляя собой только фон для декоративных деталей. Таким образом, когда сыграна первая картина и на зрителей повернуты декорации второй картины, на обратной стороне щитов, скрытых в данный момент от зрителей, происходит перемена декораций на третью картину.

На рис. 165 изображен сменный декоративный задник в виде раскрытой книги с тремя-четырьмя «листами». Возможна одна конструкция, расположенная посредине ширмы; возможны две, расположенные симметрично. Основой всей конструкции является такой же круглый шест, точно таким же образом примонтированный к ширме, как это было описано в предыдущем случае.

«Лист» этой «книги» представляет собой твердый щит, снабженный круглыми металлическими петлями. На отдельных щитах петли прикреплены в разных местах с таким расчетом, чтобы при сборке конструкции одна из этих петель ложилась на другую, а последняя петля упиралась бы в соответствующую муфту. Смена декораций производится, как и в предыдущем случае, при помощи поворота или сопровождается дополнительной подвеской тех или иных декоративных деталей.

Эти детали бывают плоскими и объемными. Например, в «книге» могут быть заложены плоские фанерные части, скрепленные между собой таким образом, что когда щиты раскрываются, возникает объемная декоративная деталь (рис. 166).

На рис. 167 изображены три щита, расположенные под углом и неподвижно скрепленные между собой. В этом случае объемные детали удобно надевать между створок, заготавливая их на стороне, скрытой от зрителя.

У всех твердых задников, примонтированных непосредственно к ширме, есть один недостаток: плоскости самих задников и горизонтальный брус, на котором они крепятся, мешают свободному проходу кукол внутрь ширмы. Поэтому твердый декоративный задник лучше монтировать отдельно от основной ширмы. Однако это вполне возможно только на стационаре. При выездной выгородке всю конструкцию следует монтировать в единое целое.

Несколько удобнее в этом смысле конструкция, изображенная на рис. 167. Благодаря тому, что декоративно оформленная створка расположена под некоторым углом к несущему ее брусу, актер имеет возможность завести руку с куклой снизу за створку и потом из-за створки вывести куклу на ширму.

Иногда твердые щиты снабжаются горизонтальными рейками для укрепления на них объемных декоративных деталей. Оформление, установленное на такой рейке, показывается зрителям и скрывается от них одновременно с поворотом щита.

Эти рейки делаются не особенно длинными или же конструируются таким образом, чтобы при перестановке они ложились на переднюю грядку: это придает им устойчивость (рис. 168).

Горизонтальный вращающийся шест. Основой конструкции (рис. 169) являются два деревянных стояка, находящиеся на задней стороне ширмы. Они монтируются к задним створкам ширмы» по, кроме того, их следует прикрепить дополнительно к станку, к полу.

Шест, к которому прикрепляются сменяющиеся декорации, имеет квадратное сечение, но концы его закруглены и входят в соответствующие круглые отверстия в деревянных стояках.

К шесту привинчиваются два комплекта декоративных деталей — один сверху, другой снизу. Для смены картин достаточно повернуть шест и поменять декорации местами. Для того чтобы во время хода картины шест не мог повернуться самопроизвольно, он закрепляется железным шпеньком, пропущенным сквозь небольшое отверстие, сделанное и в стояке и в конце шеста.

В то время как идет картина, на нижней стороне шеста можно заменить один комплект декоративных деталей другим.

Подъемная рама. На рис. 170 изображена подъемная рама с декорациями. Рама эта повторяет форму ширмы. Во всех четырех углах ширмы имеются полозки, по которым и ходит рама, снабженная для этого шарикоподшипниками (см. деталь).

Два стальных троса, привязанных к узким сторонам рамы, поднимают и опускают ее. Тросы пропущены через блоки и намотаны на общую катушку, но в разные стороны.

Смена декораций происходит в то время, как рама находится внизу. При этой системе смены декорации всегда получается известный перерыв между картинами, так как на то, чтобы опустить раму вниз, сменить на ней декорации, а затем поднять ее наверх, уходит некоторое количество времени.

Накладная вращающаяся грядка (рис. 171) представляет собой как бы перевернутый желоб, состоящий из трех частей: горизонтального дна, обращенного кверху, и вертикальных боковых стенок. Верх делается из более солидного материала (например, из полутора-двухсантиметровой доски); бока — из двух-трехмиллиметровой фанеры.

Накладная вращающаяся грядка употребляется исключительно при круглой ширме, по форме которой она делается. В верхнюю часть твердого остова ширмы врезаются три ряда шарикоподшипников: один ряд — по верху, два другие — с боков. Изнутри полезно приделать хотя бы две-три деревянных рукоятки.

Накладная вращающаяся грядка служит для смены декораций на первом плане. При этом декорации располагаются на наиболее удаленной от зрителя части грядки и вращением последней подаются на первый план.

Чтобы зритель не мог видеть того, как сзади ставятся декорации, полезно иметь занавес-задник, укрепленный посередине ширмы (например, изображенный на рис. 160).

На вращающейся грядке можно создать иллюзию длительного передвижения действующих лиц по какому-то пути. Для этого вращают грядку с однообразными декоративными деталями (например, деревьями) навстречу передвигающемуся персонажу или же непрерывно обновляют их в то время, когда какая-нибудь декоративная деталь заходит за занавес.

На рис. 172 изображена призма, укрепленная на вращающейся грядке. В этой конструкции совмещены две системы перестановки, то есть смена декоративного задника и перестановка деталей на передней грядке. Декорации подготавливаются на тех секторах, которые в данный момент не видны зрителю.

Призма укреплена непосредствен но на грядке и вращается вместе с ней.

Фурки и рельсы. Фурками называются станки (деревянные или металлические), на которых декорации подаются на сцену.

Они могут быть снабжены колесами и свободно передвигаться по сцене. На каждой фурке в таком случае укрепляется отдельная декоративная деталь или какой-либо громоздкий предмет из реквизита. Таким образом, например, в спектакле «Необыкновенный концерт» на сцену подается рояль (рис. 173).

В других случаях фурки продвигаются по системе рельсов, расположенных либо на полу, либо на станке.

При помощи фурок, подвигающихся по рельсам, можно устраивать панорамный ход декораций.

Иногда фурки располагаются непосредственно поверх ширмы, являясь накладной грядкой. Это применимо главным образом у ширмы с прямой грядкой. В других случаях фурки устанавливаются на одном или двух рельсах, находящихся на некотором расстоянии от передней грядки или от одного из повышенных планов. Смена декораций при помощи фурок возможна лишь в том случае, если у сцены имеются достаточно глубокие карманы.

Существует несколько систем устройства рельсов для подачи по ним фурок на сцену. Приведем одну из них, применяющуюся в спектакле Государственного Центрального театра кукол «Кошкин дом» (рис. 174).

Деревянным брус на откосах проходит по всей длине сиены. На этих же откосах, но несколько ниже установлен деревянный желоб. Декоративная деталь укреплена на раме. В месте соединения рамы с декоративной деталью с задней стороны прикреплен также деревянный желоб. Декоративная деталь устанавливается на рельсы следующим образом рама вдвигается в желоб, укрепленный на откосах, а желоб, имеющийся у декоративной детали, надевается сверху на брус. Продвижение декораций производится вручную, но чем дальше, тем легче, так как в процессе репетиций соответствующие поверхности желобов и брусьев постепенно отшлифовываются.

Колосники. Для укрепления декораций в кукольных театрах иногда употребляются так называемые колосники, то есть мостики или рейки, находящиеся выше игрового пространства и скрытые от зрителя портальной аркой. Если колосники видны через край портальной арки, их надо дополнительно замаскировать падугой.

Подвеска декорации на колосниках имеет большие достоинства. Такого рода декорации, не монтируемые ни к полу, ни к внутренним сторонам ширмы, дают свободу продвижения и куклам и актерам, в каком бы месте ширмы эти декорации ни находились.

Однако у этого способа смены оформления есть и свои серьезные недостатки. Помимо колосников, приходится маскировать и те крепления, при помощи которых подвешиваются декорации. Следовательно, таким способом имеет смысл подвешивать только декорации больших размеров, которые своими верхними краями уходили бы за портальную арку или за падугу.

В небольшой ширме с мелкими декоративными деталями колосниками может служить прочная проволока, натянутая в несколько рядов.

Смена декораций на колосниках может происходить и при закрытом занавесе и на глазах у зрителей. В последнем случае колосники представляют собой ряд длинных рельсов, заходящих в оба кармана сцены. По рельсам ходит несколько колесиков с достаточно глубоким желобом (рис. 175).

К оси, на которой вращается колесико, подвешен металлический крюк. Декорации навешиваются на крюки в то время, когда колесики заведены по рельсам в один из карманов сцены. В соответствующий момент декорации выдвигаются на сцену. Таким образом, при чистых переменах движение декораций в разных картинах происходит в разных направлениях. Предположим, в первый раз декорации были уведены в левый карман сцены, а на их место были выведены новые из правого кармана. Во время хода картины крюки, уведенные в левый карман, перезаряжаются. При следующей перестановке декорации уводятся со сцены в правый карман, а на их место выводят новые из левого кармана.