Российский Институт Истории Искусств

Вопросы поэтики

Рифма, ее история и теория

В. Жирмунский

Петроград — 1923

Жирмунский В. М.

Предисловие

В течение трех последних лет, с января 1920 года, мне приходилось читать общий курс теоретической поэтики (преимущественно — сравнительной метрики и стилистики) сперва в Студии Дома Искусств и в Саратовском Университете, потом, неоднократно — в Петербургском Университете и в Российском Институте Истории Искусств. Расширяя постепенно материал, подлежащий изучению, я имел в виду со временем приступить к изданию этого курса, тем более, что ощущается потребность в общем научном руководстве по вопросам, составляющим ныне предмет повышенного интереса. Две причины препятствовали до сих пор изданию такого курса: во-первых — трудность, при современных условиях книжного дела, осуществить печатание большой книги; во-вторых — невозможность представить в систематическом изложении такие области знания, в которых, по крайней мере — для русского материала, отсутствуют предварительные исследования на специальные темы. И то и другое обстоятельство вынудили меня, отложив издание общего курса поэтики до более благоприятного времени, выступить сперва с систематическими работами, обнимающими более специальные области теоретической поэтики. Начало этому положила книга о „Композиции лирических стихотворений“ (Пбг. 1921). В настоящее время за нею следует „Рифма, ее история и теория“. В ближайшем будущем я хотел бы закончить эту серию работ систематическим изложением „Основных вопросов общей метрики“, что, в плане теоретическом, составило бы первую, вводную часть учения о стихе. В общей сложности эти три выпуска покроют область метрики в широком смысле слова.

Условиями возникновения настоящей работы объясняется ее построение. Как и первая книга о „Композиции“, она преследует две задачи: с одной стороны, как часть общего курса поэтики, она ставит себе цели учебные — сообщить систематические сведения по затронутым вопросам; с другой стороны, как самостоятельное исследование в области мало изученной, она задерживается с особым вниманием на тех вопросах истории и теории рифмы, которые требуют более углубленной и специальной разработки. Общие принципы, положенные в основу этой разработки, были мною кратко намечены в книге „Поэзия Александра Блока“ (Пбг. 1922; гл. VII); ниже они изложены подробнее в первой главе. В центре внимания стоят вопросы русской рифмы: однако, эти вопросы интересуют не сами по себе, а как более доступный пример для общего учения о рифме. Повсюду, по мере возможности, я стараюсь представить этот знакомый материал в сравнительно-историческом освещении. Путь к построению поэтики теоретической лежит, по моему мнению, через сравнительно-историческое изучение явлений поэтического стиля. В частности изучение русского стиха страдало до сих пор от разобщенности с наукой Запада, во многих отношениях — более богатой традициями, методологическими навыками и конкретными результатами. В то же время особенности русского языкового материала и русской литературной традиции приобретают свою специфическую художественную значимость лишь в сопоставлении с аналогичными, хотя и вполне своеобразными, стиховыми формами других европейских народов.

Считаю долгом выразить глубокую благодарность тем лицам, которые дружески согласились поделиться со мною своими знаниями в тех или иных вопросах, затронутых в моей работе — О. Д. Балухатому, О. И. Бернштейну, В. В. Виноградову, ак. В. Н. Перетцу, проф. Д. К Петрову, проф. Л. В. Щербе.

В. Ж.

1923, 10. V.