Прежде чем приступить к работам с бумагой и картоном, расскажите членам кружка «Умелые руки» о том, какое широкое применение в жизни имеет бумага, из чего и как она изготовляется.
На бумаге печатают книги и газеты, ею издавна пользуются для письма. Это главное назначение бумаги. В Советском Союзе, где наука и культура достигли небывалого расцвета, больше половины всей вырабатываемой бумаги приходится на печатную, газетную и писчую.
Много бумаги расходуется также на упаковку и завертку всевозможных товаров. Теперь даже мешки для перевозки тяжелых грузов часто делают из бумаги. Например, цемент перевозят в больших мешках, изготовленных из шести-восьми слоев прочной бумаги. Картонные ящики выдерживают тяжесть упакованных в них радиоприемников, разных других аппаратов.
Специальные сорта бумаги и картона широко используют в технике.
Бобины, намотанные из узкой бумажной ленты, вставляют в самозаписывающие аппараты. Лента движется в аппарате, и на ней буквами, знаками телеграфной азбуки (точками и тире) или пробиваемыми перфоратором отверстиями производятся необходимые записи. Так принимают, например, переданные издалека телеграммы. На бумажной ленте, покрытой железной ржавчиной, записывают звук — человеческую речь или музыку. Запись производится намагничиванием ленты в специальном аппарате — магнитофоне.
В фотографии пользуются светочувствительной бумагой, покрытой особыми составами. На ней с помощью света можно напечатать любой снимок, сделанный фотоаппаратом на пленке или на стеклянной пластинке. Для размножения чертежей изготовляется светокопировальная бумага разных сортов. А чтобы напечатать чертеж или рисунок в книге, его сперва переводят на цинковую пластинку (делают клише) или на литографский камень. Для этого нужна специальная переводная бумага. Она очень тонкая, в несколько раз тоньше папиросной.
Электрические провода, телефонные кабели и катушки в электрических приборах часто обматывают бумагой, которая не пропускает тока. Ее так и называют — электроизоляционной. Такой бумагой пользуются и при изготовлении важных деталей радиоприемников — конденсаторов.
В автомобилях, ткацких станках и других машинах некоторые детали сделаны из бумаги. При сооружении жилых домов иногда применяют карнизы, плафоны и плиты для перегородок, изготовленные из бумажной массы. Из смеси такой массы с асбестом делают асбестовый огнестойкий картон, а из смеси с гипсом — листы сухой штукатурки.
Простая бумага легко размокает в воде и рвется. А изготовленная из бумажной массы фибра прочнее фанеры. Из фибры делают части некоторых приборов, различные футляры и чемоданы.
Не промокают и бумажные стаканчики для мороженого, которыми часто пользуются ребята. Из такой же бумаги изготовляют бутылки для молока, дешевые тарелки. В магазинах можно купить красивые салфетки и скатерти из мягкой, но прочной бумаги. Из бумажной массы сделаны многие игрушки и украшения для комнат.
Если рассмотреть в сильный микроскоп бумагу любого сорта, то обнаружится, что она состоит из множества мельчайших волокон — очень тонких ниточек, тесно переплетенных между собой. Это растительные волокна. Для выработки бумаги их получают разными способами из древесины.
Оберточную и газетную бумагу вырабатывают главным образом из древесной массы. Очищенные от коры и распиленные на бревна стволы деревьев растирают на волокна круглыми вращающимися камнями в растирочных машинах — дефибрерах. Потоки воды смывают волокна с камня и уносят их в большие резервуары. Получившуюся массу насосами перекачивают из одного бассейна в другой и при этом очищают от мелких щепочек, сортируют по величине волокон, удаляют часть воды, тщательно перемешивают. В конце концов получается так называемая полумасса, которая состоит из волокон одинаковых размеров, смешанных с водой. Такую полумассу иногда приготовляют и из соломы.
Более прочную и лучшего качества бумагу — печатную (для книг) и писчую — делают из целлюлозы. Так называется вещество, из которого состоят клетки растений. Целлюлозу получают путем сложной химической переработки древесины на специальных заводах. Приготовляют л соломенную целлюлозу.
Бумажную полумассу готовят также из макулатуры — старой, негодной бумаги. Пионеры иногда занимаются сбором бумажной макулатуры. Этим они помогают снабжать сырьем бумажную промышленность. Собранную макулатуру на заводах очищают и разделяют на волокна.
Небольшая часть всей бумаги, особенно прочной, изготовляется из тряпочной полумассы. На такой бумаге, например, печатаются деньги. Ненужные обрезки хлопчатобумажных и льняных тканей, изношенную одежду и другое тряпье, обрывки веревок и рыболовных сетей очищают от грязи и краски, размельчают и превращают в волокна.
Чтобы получить бумагу нужного сорта, различные полумассы часто смешивают. Например, к древесной массе добавляют целлюлозу, к целлюлозе — тряпичную полумассу и т. д.
Всякая полумасса состоит из чистых волоконец, отделенных друг от друга. Но бумаги из нее еще сделать нельзя. Полумассу подвергают дальнейшей обработке.
Прежде всего ее пропускают через аппараты для размола. Они называются роллами или мельницами. В таком аппарате полумасса проходит между рядами острых стальных ножей. Одни ножи укреплены в ролле неподвижно, а другие — на вращающихся барабанах или дисках. Ножи можно переставлять ближе или дальше друг от друга. Это нужно для того, чтобы волокна получились требуемой длины и толщины. Несколько часов, иногда почти целые сутки, длится размол полумассы в ролле. Чем короче и тоньше волокна, тем больше времени их размалывают, тем прочнее и лучшего качества получается бумага. В готовой бумажной массе волоконца чаще всего бывают длиной от 0,1 до 1 миллиметра, а толщиной в 300 раз меньше.
Но даже после такого размола бумажная масса не вполне готова. Ее обрабатывают еще химическими веществами, чтобы бумага получилась чистая и белая. Для того чтобы получить цветную бумагу, в массу добавляют минеральные или анилиновые краски. Требуются и другие добавки.
Какие бы мелкие ни были волокна в бумажной массе и как бы тесно они ни переплелись потом, между ними останутся незаметные для глаз промежутки. Чтобы заполнить эти промежутки и улучшить цвет бумаги, в массу добавляют каолин (белую глину), мел или другие вещества. Писчую и печатную бумагу, кроме того, требуется проклеить — сделать менее промокаемой и более прочной. Для этого к бумажной массе прибавляют немного древесной смолы — канифольного клея.
Для каждого сорта бумаги есть свой рецепт приготовления бумажной массы.
Готовую массу по трубам направляют в мешальные бассейны. По пути особые аппараты проверяют густоту массы, если надо, добавляют воды. Перемешанную в бассейнах массу пропускают еще через несколько автоматов. Они проверяют состав ее, добавляют недостающие вещества, в последний раз перемалывают, вылавливают оставшиеся неразмолотыми комки волокон, песчинки и сор, разбавляют водой. Только теперь масса попадает в ящик бумагоделательной машины.
Бумагу вырабатывают на очень сложных, больших машинах. Например, машина для изготовления газетной бумаги имеет в длину 120 метров. В ней установлены 50 мощных электрических моторов, множество различных приборов. Такая машина может работать без остановки целыми сутками. За сутки она дает до 200 тонн и больше бумаги. Машина действует автоматически, ее обслуживают всего четыре-пять рабочих.
Быстро, со скоростью до 500 метров в минуту, движется на валиках машины бесконечная металлическая сетка с очень мелкими отверстиями. Сюда из ящика широкой ровной струей льется бумажная масса. Она растекается полосой, ширина которой достигает 7,2 метра, и быстро уносится сеткой вперед. Здесь, на сетке, начинается превращение массы в бумагу. Вода стекает сквозь сетку вниз, масса становится гуще, волоконца ее переплетаются. Легкий валик приглаживает и разравнивает густеющую массу сверху. А снизу, под сеткой, вступают в действие аппараты, которые продолжают высасывать воду. Новый валик прижимает влажную полосу массы вместе с сеткой к большому валу с отверстиями, внутри которого насос все время выкачивает воздух. Поэтому здесь масса особенно быстро теряет свою влагу. Бумажная полоса еще сырая, но она уже не растекается, ее можно отделить от сетки. Струя сжатого воздуха переносит ее на новую подстилку — на движущееся сукно. Так называют широкую полосу, сделанную из шерсти. Сукно увлекает бумагу в промежуток между двумя валами, которые продолжают отжимать влагу и одновременно приглаживают поверхность бумажной полосы. Выйдя из этого пресса, полоса попадает на новое сукно, вместе с ним — во второй пресс, потом в третий, четвертый.
Дальше и дальше движется в машине бумага. Теперь сукна прижимают ее к двум длинным рядам горячих цилиндров. Бумажная полоса змеей извивается между цилиндрами (вниз-вверх, вниз-вверх), становясь все светлее и прочнее. Шестьдесят, восемьдесят или даже больше сушильных цилиндров, наполненных паром, высушивают бумагу.
Сухая горячая бумага скользит по медному холодильному цилиндру (внутри него течет холодная вода), а затем, как по лесенке, спускается к полу по нескольким чугунным валам. Эта часть машины называется глезером. В глезере бумага приобретает гладкую, удобную для печати и письма поверхность.
Внизу, у заднего конца машины, бумажная полоса наматывается на стержень — получается огромный рулон шириной 7,2 метра. Когда он достигнет необходимой толщины, полосу обрезают, подъемный кран подхватывает рулон и переносит к автоматической бумагорезальной машине. Здесь широкую бумажную полосу разрезают на узкие полосы, свертывают их в рулоны или же режут на отдельные листы.
В Советском Союзе много древесномассных и целлюлозных заводов, много бумажных фабрик. Они расположены большей частью в лесных районах, где имеется достаточно древесины. А чтобы не перевозить на дальние расстояния древесную массу и целлюлозу, заводы для выработки их строятся обычно рядом с бумажными фабриками, образуя мощные целлюлозно-бумажные комбинаты. Крупнейший из них, самый большой в Европе — Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат имени Ф. Э. Дзержинского в Горьковской области.
Бумага и картон — самые доступные материалы для кружка «Умелые руки». Из бумаги и картона можно сделать множество разнообразных вещей: наглядные пособия и школьно-учебные принадлежности, модели и игрушки, другие полезные и интересные вещи. Картонажными работами могут заниматься все пионеры, начиная с учеников 3-го класса.
Сортов бумаги очень много. Они отличаются друг от друга прочностью и плотностью, толщиной, гладкой или шероховатой поверхностью, цветом и другими качествами. В кружке наибольшее применение найдут следующие сорта бумаги:
Газетная бумага — наиболее дешевая и распространенная. Она имеет слегка шероховатую поверхность, быстро изнашивается и трется на изгибах, сильно впитывает клей и всякую влагу. Но для многих работ юных техников газетная бумага имеет то преимущество, что она прочно склеивается в несколько слоев. Поэтому, например, бумажные трубки лучше всего делать из газетной бумаги, эта же бумага наиболее пригодна и для изделий из папье-маше.
Писчая бумага в изделиях кружка применяется чаще всего. Она проклеена, поэтому прочнее газетной, хорошо окрашивается, меньше боится влаги, имеет гладкую (глазированную) поверхность. Из писчей бумаги можно делать различные модели, ею хорошо оклеивать картон. Нужна она и для переплетных работ.
Чертежная бумага — самая прочная и плотная. Поверхность ее шероховатая, клеить ее труднее, чем писчую бумагу, зато лучше и легче раскрашивать.
Цветная альбомная бумага особенно необходима для работ в кружке. Ею почти всегда можно заменить писчую. Альбомная бумага бывает гладкая и шероховатая, разной плотности и цветов. Этим сортом бумаги часто оклеивают самодельные переплеты книг и другие картонные изделия. Однако для оклейки лучше все же применять специальную переплетную бумагу, которая окрашена только с одной стороны и имеет глянцевую поверхность.
Цветная глянцевая бумага более пригодна для оклейки коробок, а для оклейки книжных переплетов — мраморная, с пестрым узорчатым или полосатым рисунком.
Далее, в главе «Окраска бумаги и дерева», мы расскажем о том, как кружковцы могут сами приготовить разную цветную бумагу.
Папиросная бумага, тонкая, прозрачная, также будет полезна кружку для некоторых работ.
Толстую бумагу, если 1 квадратный метр ее весит больше 250 граммов, называют картоном.
Сорта картона можно различить по его цвету.
Белый картон легко резать, но он очень непрочный, ломкий, часто расслаивается. Изделия из него для прочности обычно оклеивают бумагой. Этот картон сильно впитывает клей и коробится. Пользоваться им следует только для мелких изделий и для переплетов небольших брошюр.
Желтый картон гораздо прочнее белого, гибкий, хорошо режется, не коробится от клея. Он применяется для всевозможных работ.
Серый картон прочнее белого и желтого, но его трудно резать, так как нож быстро тупится о песчинки, которых много в массе этого картона. Серый картон хорош для изготовления больших вещей, когда требуется особенная прочность.
Цветной картон — тонкий, гибкий и с глянцевитой поверхностью разных цветов, легко обрабатывается и имеет красивый вид. Из него хорошо делать аккуратные небольшие вещи, папки и переплеты брошюр. Оклеивать такой картон не приходится.
Желательно, чтобы кружок располагал для своих работ несколькими сортами бумаги и картона.
Для картонажных работ в кружке инструменты потребуются очень несложные. Основной инструмент — это нож. Наиболее удобен специальный переплетный или сапожный нож, наглухо насаженный на рукоятку, не складывающийся. Лезвие ножа, а особенно конец его, должно быть хорошо наточено. Хороший нож для работ с картоном можно сделать из обломка полотна слесарной ножовки. Такой обломок дают заточить по форме переплетного ножа точильщику; тупой конец превращают в рукоятку, плотно обмотав его бумагой или лоскутом, а сверху шпагатом или прочной тесьмой. Таким же образом можно заточить сломанный кухонный нож. Для пионеров вполне достаточна и удобна длина лезвия рабочего ножа в 3—4 сантиметра. Можно пользоваться и перочинными ножами без всяких выступов на рукоятке. Листы бумаги и тонкого картона можно также резать лезвием безопасной бритвы, вставленным в металлический держатель для чинки карандашей.
Кроме ножа, потребуются ножницы — обыкновенные швейные или изогнутые; линейка — металлическая, в крайнем случае из пластмассы, Деревянная линейка пригодна для разметки, но неудобна при резке бумаги или картона.
Рис. 4. Инструменты и приспособления для работы с бумагой и картоном: 1 — ножи (внизу самодельный, из полотна ножовки); 2 — ножницы; 3 — линейка металлическая; 4 — кисти для клейстера и клея; 5 — подрезная доска; 6 — кругорез; 7 — гладилки. |
Члены кружка могут сами сделать полезное приспособление для разглаживания складок на сгибах бумаги — гладилку, или косточку. На рисунке 4 (7) изображены гладилки разной формы. Гладилку выстрагивают ножом из дубовой или буковой дощечки или же вытачивают напильником из кусочка органического стекла, из ручки старой зубной щетки, поломанной расчески, толстого целлулоида. Поверхность гладилки делают с обеих сторон немного выпуклой посредине, края — тонкие, но не острые, а слегка закругленные. Готовую гладилку зачищают шкуркой и на точильном бруске.
Чтобы при резке бумаги и картона не портить крышку стола, на нее кладут подрезную доску. Длина доски — не менее 45 сантиметров, ширина — 30—35 сантиметров. Подрезную доску лучше всего взять не сосновую, а березовую или липовую. Поверхность доски тщательно строгают, делают гладкой и ровной. У одного длинного края ее прибивают невысокий упор — гладко выстроганную рейку. Подрезную доску можно заменить прямоугольным куском фанеры.
Располагая такими инструментами и приспособлениями, члены кружка могут приступить к любым картонажным работам. Дополнительные приспособления потребуются только для переплетных работ, о которых речь будет итти дальше.
Бумагу и картон режут ножом, так как с помощью ножниц трудно получить прямую линию. К ножницам прибегают только при вырезывании кривых линий.
Проще всего разрезать лист бумаги на две части по прямой линии. Бумагу сгибают в нужном месте вдвое, линию сгиба приглаживают гладилкой или мягкой резинкой для карандаша, затем в сгиб вкладывают лезвие ножа и режут. Однако в этом случае разрезанные края получаются слегка ворсистыми.
Совершенно ровная линия обреза получается только при пользовании линейкой. Лист бумаги кладут на подрезную доску, по линии обреза укладывают линейку, сильно прижимая ее левой рукой. Нож берут правой рукой так, чтобы указательный палец лежал на тупой стороне лезвия. Сильно наклонив нож к себе, режут бумагу острым концом лезвия, прижимая его к кромке линейки. Ножом ведут только в одну сторону, к себе. Нельзя водить им взад и вперед, «пилить» бумагу, так как от этого она мнется и рвется. Таким же способом обрезают поля книги при переплетных работах.
Когда режут картон, нож держат иначе. Его берут за рукоятку всеми пятью пальцами, зажимают в кулак и держат почти вертикально, только слегка наклонив к себе. Чтобы разрезать картон, приходится проводить ножом по линии разреза несколько раз — все время в одном направлении, к себе. Следует избегать пользоваться для резки картона складным перочинным ножом, так как при малом наклоне он может закрыться и порезать пальцы.
Чтобы вырезать из картона круг с ровными краями, применяют несложное приспособление — кругорез. Из фанеры вырезают линейку длиной, например, 30 сантиметров и шириной 1,5—2 сантиметра. На одном конце линейки, по длине ее, сверлят или прокалывают несколько небольших отверстий, а на другом конце по ширине линейки делают прорез такого размера, чтобы в него входил заостренный кончик ножа.
Линейку кладут на картон и через одно из отверстий (ближе или дальше от конца — в зависимости от требуемой величины круга) закрепляют шилом, прикалывая картон к подрезной доске. В прорез на свободном конце линейки вставляют кончик ножа и начинают резать картон. Нож, удерживаемый линейкой, движется по окружности, вырезая правильный круг.
Бумагу и картон часто приходится сгибать под углом. Бумагу сгибают, складывая ее руками и приглаживая сгиб гладилкой. Чтобы согнуть картон, его предварительно надо надрезать ножом по линейке — приблизительно до половины толщины. После этого картон сгибают руками в сторону, противоположную надрезу. Линия сгиба получается ровная и аккуратная. Надо лишь следить за тем, чтобы надрез получился одинаковой глубины по всей длине: при резке нож необходимо нажимать с одинаковой силой.
Для прочности рекомендуется подклеить сгибы полосками бумаги, согнутыми под прямым углом. Одну полоску приклеивают внутри сгиба, другую — снаружи. Можно ограничиться и одной внутренней подклейкой.
Во время экскурсии в переплетный цех какой-нибудь типографии или в картонажную мастерскую члены кружка увидят, как с помощью специальных машин режут бумагу и картон.
Бумагорезальные машины обычно разрезают не отдельные листы бумаги и картона, а сразу целые пачки их. Самая простая машина, которую можно найти в небольшой типографии или картонажной мастерской, приводится в действие руками. Рабочий укладывает на гладкий стол машины пачку бумаги, зажимает ее прессом и опускает на нее тяжелый длинный нож, держа его за рукоятку и прижимая лезвие к бумаге. Нож действует, как лезвие ножниц: один конец его шарнирно закреплен в машине, а второй свободно движется вверх и вниз.
Чаще всего нож бумагорезальной машины приводится в действие электрическим мотором. На такой машине за один раз разрезают пачку бумаги высотой до 10—15 сантиметров.
Рис. 5. Как резать и сгибать бумагу и картон: 1 — резка бумаги по линейке; 2 — как держать нож при резке картона; 3 — приглаживание сгиба бумаги гладилкой; 4 — сгибы надрезанного картона и подклейка сгибов; 5 — вырезание из картона круга при помощи кругореза. |
В больших типографиях имеются интересные машины-стопорезки. С их помощью отпечатанные листы или сброшюрованные листы книги обрезают с трех сторон. Как только машина обрежет с одной стороны заложенную в нее пачку (стопку) бумаги, стол машины автоматически поворачивается и подставляет под нож другую сторону пачки, потом третью. Имеются в типографиях и другие автоматические машины-саморезки, разрезающие рулоны бумаги на отдельные листы. От рабочих требуется только вставить рулон в машину и включить мотор. Далее машина сама разматывает рулон. Нож, закрепленный на вращающемся барабане или опускающийся сверху, режет бумажную полосу на листы нужных размеров. Листы падают на движущуюся ленту и приносятся ею на стол, где складываются в пачки.
Многие изделия из бумаги и картона склеивают не из отдельных частей, а складывают из целого листа, соответственно вырезав его и сделав необходимые надрезы. Для этого на листе бумаги или картона предварительно чертят развертку. Так поступают, например, при изготовлении коробок и геометрических фигур. Их склеивают тремя способами.
Первый способ. От листа картона отрезают прямоугольник требуемого размера. На равном расстоянии от края вдоль всех четырех сторон проводят карандашом по линейке линии. Уголки, образовавшиеся пересечением линий, отрезают. По линиям делают надрезы, отгибают борта коробки и по углам склеивают их полосками бумаги или тонкой ткани. Чтобы борта не разошлись, коробку до высыхания клея обвязывают ниткой.
Второй способ. В данном случае углы не отрезают, а отгибают внутрь коробки. Для этого с одной стороны каждого уголка делают прорез, а с другой — легкий надрез. Затем углы приклеивают к бортам, пришивают ниткой или прикрепляют шпилькой из тонкой проволоки. Для этого можно использовать проволочные шпильки от старых тетрадей.
Рис. 6. Изготовление коробок и геометрических фигур: 1 — первый способ — с подклеиванием уголков; 2 — второй способ — с отгибанием полос по углам (отогнутые углы приклеивают или пришивают); 3 — третий способ — с припусками, которые отгибают и приклеивают. |
Третий способ чаще всего применяется при склеивании геометрических фигур из плотной бумаги или тонкого картона. На рисунке 6 для примера изображена развертка трехгранной призмы. По краям некоторых сторон развертки оставлены узкие полоски со срезанными уголками — припуски. Сложив фигуру по пунктирным линиям, эти припуски отгибают и приклеивают к внутренним стенкам призмы.
Большинство картонажных изделий оклеивают цветной или белой бумагой, чтобы придать им красивую внешность и большую прочность. Клеить бумагу надо клейстером. Но цветную глянцевую бумагу лучше клеить жидким столярным клеем, так как от клейстера она размокает и на ее глянцевой поверхности появляются пятна. Столярным клеем рекомендуется клеить и толстую плотную бумагу 1.
Клейстером или клеем всегда смазывают наклеиваемую бумагу, а не картон. Покрыв стол газетой, укладывают на нее вырезанный по нужным размерам лист бумаги. При помощи кисти смазывают его клейстером от середины к краям — сначала правую сторону, затем левую. Работать кистью следует быстро, проводя прямые полосы одну за другой без пропусков, стараясь накладывать клейстер ровным тонким слоем, не оставляя на бумаге комков его. Бумагу придерживают пальцами левой руки, смочив их чистой водой. Покрыв бумагу клейстером, поперек листа проводят чистой кистью, чтобы загладить границы полос.
Рис. 7. Оклеивание картона бумагой: 1 — бумага смазывается клейстером; 2 — смазанной поверхностью бумагу укладывают на картон и разглаживают; 3 — оклейка коробки; 4 — приклеивание основания к цилиндру. |
Смазанную клейстером бумагу оставляют полежать одну-две минуты, чтобы клейстер лучше впитался. Затем бумагу берут обеими руками за края и аккуратно накладывают на картон. Сейчас же после этого бумагу разглаживают чистой тряпочкой, пальцами от середины к краям, чтобы на поверхности не осталось морщин. Сушат оклеенную вещь в теплом, сухом месте, но вдали от батареи отопления или от горячей печи: от сильного тепла картон покоробится. Если бумагой оклеена не объемная вещь, а плоские куски картона (например, таблица или крышки переплета книги), то сушить их лучше всего под прессом, положив между двумя досками и придавив каким-нибудь грузом.
После высыхания наклеенная бумага сжимается, волокна ее сокращаются. Оклеенный с одной стороны картон коробится, выгибается в сторону оклейки. Чтобы избежать этого, картон и изделия из него оклеивают бумагой одинаковой плотности с обеих сторон.
При двусторонней оклейке края бумаги, наклеенной на внешнюю поверхность, обычно загибают на внутреннюю сторону и приклеивают так чтобы придать острым ребрам более аккуратный вид.
Вот, например, как оклеивают простую картонную коробку. Измеряют длину всех четырех бортов коробки (периметр ее). Отрезают полосу бумаги немного длиннее и на 2—4 сантиметра шире, чем высота бортов. Края полосы отгибают по всей длине с обеих сторон так, чтобы ширина ее получилась равной высоте коробки. Этой полосой оклеивают все борта коробки, оставляя свободные каемки сверху и снизу. По углам каемок делают вырезы — срезают уголки. Затем верхние полосы завертывают внутрь коробки и приклеивают к бортам с обратной стороны; нижние полосы приклеивают ко дну коробки. Для оклейки коробки изнутри чертят на бумаге выкройку дна и бортов, уменьшив высоту их на 2—3 миллиметра. Вырезанной по такой выкройке бумагой оклеивают внутренность коробки. Края бумаги частично прикрывают отогнутые полосы внешней оклейки, оставляя сверху ровный узенький кант. Такой же кантик оставляют и на дне коробки (снизу), если его оклеивают. Но дно можно и не оклеивать снизу.
Обычно коробки снаружи оклеивают цветной бумагой, а внутри — белой. Следовательно, и кантик внутри коробки получается цветной.
Кружок выполнит полезную для школы работу, если наклеит на картон всевозможные таблицы по географии, истории, естествознанию и другие наглядные пособия, напечатанные на бумаге. Для украшения пионерской комнаты можно наклеить на картон красочные репродукции с картин, фотографические снимки. У себя дома каждый член кружка может так же оформить расписание уроков, табель-календарь, портрет любимого писателя. Края картонной подложки при этом оклеивают цветной бумагой, чтобы получились кантики. Этот способ так и называется — окантовка.
Из листа картона вырезают прямоугольник немного больших размеров, чем наклеиваемая таблица, — на 3—10 миллиметров со всех сторон, в зависимости от величины таблицы. Вырезают четыре полосы темной цветной бумаги — по длине сторон прямоугольника и приблизительно в три раза шире канта (то есть шириной 10—30 миллиметров). Полосы сгибают по длине пополам, уголки обрезают так, чтобы при наклейке концы двух полос — вертикальной и горизонтальной — не накладывались друг на друга. Этими полосками оклеивают края прямоугольника, вкладывая картон в сгибы.
На задней стороне картонной подложки укрепляют проволочное колечко для подвешивания таблицы на стену: берут узкую тесемку, надевают на нее проволочное колечко, концы тесемки разводят в стороны и приклеивают к картону. Колечко закрепляется точно по середине верхнего края картона и должно выступать над этим краем. Для прочности концы тесемки можно заклеить сверху бумажным прямоугольником. Колечко будет держаться еще прочнее, если в картоне ниже колечка сделать прорез, продеть в него тесемку на лицевую сторону, ниже сделать еще два прореза и продеть концы тесемки снова на заднюю сторону. В этом случае тесемка приклеивается с обеих сторон подложки, а концы ее закрепляются еще бумажными кружками. Для таблиц большого размера лучше сделать два колечка, расположив их на одинаковом расстоянии от боковых сторон подложки. К колечкам привязывается шнурок, за который таблица подвешивается на стену.
Закрепив колечко, заднюю сторону картонной подложки оклеивают бумагой примерно такой же плотности, как таблица. На лицевую сторону наклеивают таблицу. Она получается окаймленной цветным кантом. Окантованную таблицу сушат под прессом.
Цветную бумагу для кантов часто заменяют полосками плотной, но не толстой ткани, чаще всего коленкора. Приемы работы остаются те же.
Далее будет рассказано, как производить окантовку под стекло.
Рис. 8. Окантовка таблицы: 1 — наклейка кантов и таблицы; 2 — крепление колечка. |
Фотоснимки и художественные открытки обычно оформляют без окантовки. Их просто наклеивают на подложку из картона или плотной бумаги, оставляя широкие поля. Такую подложку называют паспарту. Вокруг снимка, на небольшом расстоянии от него, тупой стороной кончика ножа или гладилкой выдавливают линии, образующие как бы рамку.
При любом оформлении фотографических снимков их не следует наклеивать клейстером или так называемым конторским клеем: в этом случае на снимке могут появиться пятна. Лучше всего пользоваться фотоклеем, а при отсутствии его — декстриновым.
Для телескопа, перископа и некоторых других поделок, описанных в этой книге, кружку потребуются трубки. Их лучше всего склеить из бумаги.
Рис. 9. Как склеить трубку из бумаги. |
Подбирают круглую деревянную палку необходимого диаметра и немного длиннее требуемой трубки. Поверхность палки, если она недостаточно гладкая, зачищают шкуркой и натирают мелом или тальком. Палку обертывают один раз плотной (можно писчей) бумагой. Свободный край ее слеша приклеивают к другому, но так, чтобы бумага нигде не приклеилась к дереву. Один край трубки должен немного выступать за край палки.
Затем, подстелив газету, на столе раскладывают длинный лист бумаги такой ширины, какой длины требуется трубка. Лучше всего брать непро-клеенную газетную или оберточную бумагу. Смазав бумагу жидким клейстером, на один край ее кладут палку так, чтобы бумага приклеивалась к бумажной трубке на палке, и затем накручивают ее в несколько слоев. Чем большего диаметра и длиннее трубка, тем больше должно быть слоев бумаги. Прочная трубка получается уже из 5—7 слоев. Наматывая бумагу, следят, чтобы она хорошо натягивалась и укладывалась без морщин.
Готовую трубку, не снимая с палки, сушат в сухом, но не жарком месте и только после высыхания снимают с палки.
Для самодельного микроскопа или подзорной трубы требуются две трубки, одна из которых свободно входила бы в другую. В этом случае, сделав и просушив первую трубку, ее не снимают с палки, а на нее же накручивают вторую трубку — первый слой без клейстера, а последующие слои промазанные клейстером. Когда вторая трубка просохнет, обе трубки снимают с палки.
Если делается круглый пенал, отверстие с одного края трубки прикрывается дном. Для этого по диаметру трубки вырезают картонный кружок и накладывают его на край трубки. Полоску бумаги сгибают по длине пополам, на одной половине ее вырезают зубчики, как показано на рисунке 7 (4). Сплошную половину полоски приклеивают к краю трубки, а зубчики отгибают и приклеивают ко дну. Чтобы прикрыть зубчики, сверху на дно можно наклеить бумажный кружочек.
Пропитанная клейстером или каким-нибудь другим клеем и спрессованная в несколько слоев бумага становится очень прочной. Из такой бумаги в кружке можно сделать не только трубки, но и более сложные вещи: муляжи фруктов и овощей, рельефные географические карты, всевозможные макеты, модели и игрушки.
Однако вещи, имеющие сложную выпуклую поверхность, нельзя выклеить из целых листов бумаги, как, например, трубку. Бумагу требуется предварительно размельчить: разорвать на мелкие кусочки или превратить в жидкую массу. Такую размельченную и затем склеенную в несколько слоев бумагу или пропитанную клеем бумажную массу называют папье-маше.
Работают с размельченной бумагой так.
Прежде всего вырезают из дерева, отливают из гипса или, чаще всего, вылепливают из пластилина или из жирной глины модель той вещи, которую хотят выклеить из бумаги. Глину размельчают на кусочки, заливают на несколько часов небольшим количеством воды, а затем месят. Подготовленная для лепки глина не должна прилипать к пальцам и иметь комков. Лепят модель руками, а окончательно отделывают при помощи деревянных лопаточек — стеков. Чтобы предохранить незаконченную модель и оставшуюся глину от высыхания, ее хранят завернутой во влажную тряпку.
Если предмет, который хотят выклеить из бумаги, состоит из двух симметричных половин, то модель можно вылепить не целиком, а только одну ее половину. Снимать изделие с такой модели будет легче. В качестве модели можно использовать и какую-нибудь готовую вещь: гипсовую статуэтку, вазу, деревянную фигуру и т. д.
Рис. 10. Работа с размельченной бумагой: 1 — оклейка глиняной модели; 2 — снятые с модели две половинки кубка; 3 — готовое изделие. |
После того как модель готова, ее оклеивают бумагой. В этом случае модель служит формой.
Для оклейки модели бумагу берут рыхлую, непроклеенную, белую или цветную (газетную, оберточную, афишную). Ее разрезают на узкие полоски и на мелкие кусочки, заливают на несколько минут теплой водой, потом воду сливают. Заранее приготовляют также клейстер. Затем просохшую модель тщательно смазывают каким-нибудь растительным маслом или другим жиром и начинают оклеивать кусочками бумаги. Первый слой выкладывают влажными кусочками и полосками бумаги без клея. Кусочки бумаги накладывают на модель так, чтобы края одного кусочка прикрывали края соседних, не оставляя пробелов. Когда вся модель покрыта одним слоем бумаги, на него накладывают второй слой. Каждый кусочек или полоска бумаги смазывается теперь клейстером.. Затем таким же образом наклеивают третий слой и т. д. Количество слоев зависит от величины изделия, от необходимой прочности его, от толщины бумаги. Например, для небольших изделий достаточно бывает наклеить пять-восемь слоев. Если же из бумаги выклеивают корпус яхточки или другую модель, то число наклеенных слоев доводят до двенадцати-пятнадцати. В этом случае выклейку лучше производить в несколько приемов. Обклеив модель четырьмя-пятью слоями, их оставляют просохнуть на сутки, затем укладывают еще четыре-пять слоев, снова просушивают и т. д. Чтобы каждый слой был выклеен по всей поверхности модели, без пропусков, рекомендуется производить оклейку бумагой двух цветов: первый слой выклеить, например, белой бумагой, второй — синей, третий — снова белой и т. д. В этом случае всякий пробел сразу бросается в глаза, пропусков легко избежать.
Многие изделия, особенно имеющие неровную поверхность, удобнее изготовлять другим способом — из бумажной массы.
Для этого какую-нибудь рыхлую, непроклеенную бумагу разрывают на мелкие кусочки, кладут их в металлическую или глиняную посуду и заливают горячей водой. Сосуд с бумагой закрывают, обертывают тряпками и ставят на сутки в теплое место. На другой день размокшую бумагу подогревают на огне, пока вода не закипит, и во время нагревания перемешивают деревянной палочкой.
Затем разварившуюся бумагу укладывают в мешочек, отжимают из нее воду и пальцами окатывают в небольшие шарики, которые хорошо просушивают. Сухие шарики растирают в порошок.
Чтобы получить бумажную массу, берут какое-то количество бумажного порошка и добавляют к нему примерно столько же (по весу) толченого и хорошо просеянного мела, в четыре-пять раз меньше картофельной муки и приблизительно в десять раз меньше столярного клея.
Бумажный порошок и мел ссыпают вместе и тщательно перемешивают. Из картофельной муки приготовляют клейстер, в него добавляют разведенный столярный клей. Эту смесь вливают в сосуд с порошком и размешивают: получается не очень густое тесто. В случае необходимости добавляют горячей воды.
Рис. 11. Отливка модели из гипса: А — модель до половины вдавлена в гипс; Б — готовая форма. |
Можно приготовить массу без клейстера, только на столярном клее, увеличив количество его. Иногда в массу добавляют гипс, золу, немного муки, тальк. Чтобы быстрее в нужный момент приготовить бумажную массу, можно заранее размельчить бумагу и всегда иметь запас сухого бумажного порошка.
Приготовленной массой сейчас же покрывают модель. Чтобы уложить массу ровным слоем, можно предварительно раскатать ее скалкой на тонкие пласты. Особенно удобно пользоваться бумажной массой в тех случаях, когда хотят получить не пустотелую, а цельнолитую вещь. Для этого нужны вогнутые формы. Их смазывают жиром с внутренней стороны и заполняют массой. Полезно к жиру подмешать мыльный раствор.
Вогнутые формы для заполнения бумажной массой лучше всего отливать по моделям из гипса. Удобен, например, такой способ. Подбирают или делают из картона коробку, в которую свободно входит половина модели. Модель заранее подготовляют: отмечают точно половину ее и смазывают эту половину мылом. Затем в какой-либо посуде разводят гипс: его быстро засыпают в воду и непрерывно размешивают при этом палочкой. Когда раствор гипса достигнет густоты сметаны, его переливают в приготовленную коробку.
Далее берут модель и вдавливают ее в жидкий гипс до половины. Через 5—10 минут гипс затвердеет. Модель вынимают, картонную коробку отдирают от гипса, разрывая картон на куски. Форма готова. В том случае, если модель имеет несимметричную поверхность, изготовляют не одну, а две или три формы различных частей модели. Плоскую модель можно просто залить гипсом сверху.
Гипсовые формы следует делать также в тех случаях, когда требуется, чтобы изделие из размельченной бумаги точно передавало все изгибы, впадины и выпуклости на поверхности модели. При оклеивании модели бумажной массой сверху этого добиться бывает трудно.
Для отливки форм применяется так называемый жженый формовочный гипс. Он получается из природного кристаллического гипса путем нагревания и размельчения его. Следует иметь в виду, что разведенный водой и затвердевший гипс вторично развести нельзя.
Вогнутые формы сложных очертаний легко изготовить также из пластилина и парафина.
Готовое изделие, выклеенное из кусочков бумаги или выложенное из бумажной массы, оставляют подсохнуть на модели или в форме, положив его в сухом и теплом, но не жарком месте. Когда бумага просохнет, изделие разрезают на две половины лезвием безопасной бритвы, снимают с модели, сушат и затем разрезанные половины склеивают вместе. Если выклеивали две половины изделия отдельно, то края каждой половины выравнивают ножницами или ножом и зачищают шкуркой, точно подогнав к другой половине. Склеивать лучше всего столярным клеем.