Работа над спектаклем

Итак, мы выбрали пьесу, решили, в каких куклах будем ее играть. Следовательно, можно приступить к работе над самим спектаклем. В нашем кружке, без сомнения, будут ребята, которые умеют рисовать, лепить, шить, столярничать, играть на каких-нибудь инструментах, найдутся и любители, которые захотят себя попробовать в трудной роли кукловодов; может быть, кто-нибудь из ребят проявит интерес к режиссерской работе. Всем найдется дело по вкусу. Кружок кукольного театра тем и интересен, что в нем каждый сможет найти применение своим способностям.

Давайте прочитаем еще раз вслух пьесу и поговорим о ней подробнее. Пусть каждый подумает, как он представляет себе действующих в ней лиц, а кто умеет рисовать, пусть попробует изобразить их на бумаге, а еще лучше — вылепить из пластилина или глины.

Когда такие рисунки или слепки будут готовы (в театре их называют эскизами), мы соберемся еще раз и вместе обсудим, удачно ли решили наши художники свою задачу. Ну, а другие ребята, может быть, тем временем займутся декорациями, — ведь для будущего спектакля они тоже нужны. Для этого также сначала делают эскизы. Это работа сложная. Ведь декорация должна не только пояснить зрителю, где происходит действие, — она должна учитывать и игровые возможности кукол. Если художник увлечется и нарисует красивую, но очень пеструю декорацию, может оказаться, что внимание зрителей будет отвлечено от главного — от игры кукол, и следовательно, он перестанет следить за пьесой. Значит, декорация должна не только определять место действия, она должна помогать куклам играть, создавать выгодные для них условия.

Иными словами, хорошо, когда декорации сделаны так, чтобы в них не было ничего лишнего, отвлекающего внимание зрителя от главного: действия пьесы. Иногда достаточно на ширме укрепить фонарный столб или киоск с газетами, если он нужен по ходу действия, и зритель поймет, что действие происходит на улице.

Хорошо, когда фантазия зрителя участвует в спектакле, когда, довольствуясь намеком, который сделал художник, он сам своим воображением дополняет недостающие детали. Тогда он из «просто зрителя» превратится в соучастника спектакля.

Пусть поэтому художник, изображая обстановку, в которой происходит действие, выберет из нее главное, чем она характеризуется, и воспользуется частью или, как иногда говорят, «фрагментом» для того, чтобы зритель представил себе ее всю.

Из сказанного, конечно, не следует, что декорации не должны быть красочными или интересными по форме. Нужно только помнить, какие в них будут играть куклы, и учитывать, как они в этих декорациях будут выглядеть. Поэтому важно, чтобы художники, которые делают эскизы кукол, и художники, рисующие эскизы декораций, советовались между собой.

Когда мы будем обсуждать эскизы кукол и декораций, надо посоветоваться, из каких материалов они будут сделаны и как будут декорации прикрепляться к ширме. Одновременно с изготовлением декораций надо сделать и бутафорию — те предметы, с которыми по ходу пьесы предстоит играть куклам. Если это предметы сложные, то лучше сделать сначала их эскизы и чертежи. Предварительно, чтобы не ошибиться в размерах, полезно вырезать их контуры из бумаги и посмотреть, как они будут выглядеть в руках кукол.

Часто задают вопрос: нужно ли, чтобы кукла раскрывала рот, моргала, чтобы части ее лица были подвижны? Мне кажется, что в спектакле это не только не обязательно, но и вряд ли нужно, — за исключением отдельных случаев. В эстрадном номере, когда кукла находится на сцене несколько минут, мимирующая кукла вполне уместна. В спектаклях же гораздо правильнее, когда лицо ее сделано так, что выражение его меняется только в зависимости от поворота головы и условий освещения. При этом зрителю начинает казаться, что кукла заговорила, улыбнулась, задумалась, хотя на самом деле черты ее лица остались неизменными. Очень часто бусинки или гвоздики, вставленные в глаза куклы, попадая в луч света, создают впечатление «живого» глаза, хотя глаза куклы неподвижны, веками она не моргает, да и сами глаза нисколько не похожи на человеческие.

Всякое уподобление куклы человеку — задача довольно бесцельная. Вся прелесть кукольного спектакля в том и заключается, что зритель, прекрасно зная, что перед ним куклы, оживляет их в своем воображении. Представьте себе на минуту, что хорошо известные вам по выставкам на витринах магазинов, очень похожие на людей манекены со стеклянными «человеческими» глазами и настоящими волосами вдруг задвигались бы и заиграли спектакль — это было бы, наверное, пренеприятное зрелище. А какой-нибудь Буратино, вырезанный Папой Карло из полена, с несуразно длинным носом, гвоздиками вместо глаз и чурбачком-туловищем, — неизменно симпатичен и человечен, хотя никто не сомневается в его кукольности.

Значит, нет надобности, чтобы кукла копировала своим видом человека. Это надо запомнить художникам, которые будут делать кукол для нашего спектакля.

Бывает и другая крайность, когда художник, увлеченный мыслью о том. чтобы кукла не была похожа на живое существо, старается сделать ее настолько от него отличной, что зритель начинает видеть все то, из чего она сделана: и пуговицы, вставленные вместо глаз, и проволоку, из которой скручены ее волосы, и пробку, которую скульптор прикрепил вместо носа.

Кукла может быть сделана из любых материалов, но зритель должен воспринимать ее как целое, как новое существо, а не как собрание различных материалов.

Можно сделать шею страуса из противогазовой трубки; но, глядя на куклу, зритель должен видеть шею страуса и не вспоминать о противогазе.

Из каких же материалов лучше сделать кукол? Мы рассказали уже о том, что кукол можно сделать из самых разнообразных материалов: папье-маше, трикотажа, дерева и даже просто из бумаги. Давайте решать этот вопрос в нашем кружке в зависимости от того, какими возможностями он обладает.

Если найдутся резчики по дереву, — вырежем наших кукол из липы; если есть ребята, которые захотят заняться лепкой, — слепим из папье-маше, ну, а если пока не научились ни тому, ни другому, — сделаем их из трикотажа или склеим из простой бумаги. Во всяком случае постараемся сделать кукол сами, — это гораздо интереснее, чем купить готовых кукол, хотя в последнее время такие наборы готовых кукол и появились в продаже.

Но вот головы, ручки и ножки, а если мы решили ставить наш спектакль в куклах-марионетках, то и торсы их, готовы. Теперь нам надо одеть наших кукол. Посмотрим внимательно эскизы и подберем сначала лоскуточки материи, подходящие по цвету и качеству. Для одежды кукол, особенно для марионеток, надо брать легкие ткани, которые не топорщатся и ложатся мягкими складками.

Шить костюм на играющую куклу труднее, чем на свою игрушечную. Обузил проймы рукавов — и ручки куклы будут плохо двигаться. Сделал талию «петрушке» не на месте — и кукла при поклоне согнулась не в поясе, а в коленях. Ведь туловища у нее нет, его заменяет живая рука, а руки-то у всех людей разные. Значит, чтобы сшить правильно костюм на «петрушку» или тростевую куклу, надо заранее знать, кто ею будет управлять и на какую руку кукловода она будет надета, чтобы учесть (в «петрушках») разницу в уровнях плеч (положение пальцев, на которые надеты руки куклы).

Необходимо, прежде чем окончательно закрепить костюм на кукле, сшить чехол, надеть куклу на руку и потом уже примерить костюм куклы. На марионетку костюм сшить легче (чехла в этом случае никакого не надо), но необходимо обратить внимание на то, чтобы костюм не мешал свободному сгибу сочленений куклы.

Пока шьют костюмы, делают декорации и бутафорию, не будем терять времени и перепишем роли. Конечно, можно переписать всю пьесу, но удобнее и практичнее переписать свою роль, сохранив только последнюю фразу или слова роли партнера. Например, в пьесе «Приключения Тома Сойера» в разговоре Тома с Геком:

«Том. Гек, ты кому-нибудь говорил?

Гек. Конечно, нет.

Том. Ни слова?

Гек. Ни единого словечка. Да как можно — ведь Индеец Джо убьет нас.

Том. Ну, тогда всё в порядке. Ну, а что говорят?

Гек. Что говорят? Все одно и то же — Меф Поттер да Меф Поттер, других разговоров нет. Так и хочется сбежать куда-нибудь и спрятаться.

Том. Вот и со мной то же самое. Пропащее его дело. А жалко его.

Гек. Как не жалко? Человек он никудышный, но добрый, никого не обижал никогда. А один раз дал мне полрыбы, когда ее и на одного не хватало, да и потом тоже много раз помогал, когда мне не везло.

Том. Да, он и мне змея чинил и крючки к леске подвязывал. Эх, хорошо бы его выручить!

Гек. Ну, где нам выручить! Да и что толку; все равно опять поймают.

Том. Это верно...»

и так далее.

При переписке роли Тома оставляют только последние слова или, как их называют, реплики Гека:

«Том. Гек, ты кому-нибудь говорил? Гек. Конечно, нет. Том. Ни слова?

...Джо убьет нас.

Ну, тогда все в порядке. Ну, а что говорят?

... и спрятаться.

Вот и со мной то же самое. Пропащее его дело. А жалко его.

... мне не везло.

Да, он и мне змея чинил и крючки к леске подвязывал. Эх, хорошо бы его выручить!

... опять поймают.

Это верно...»

Когда роли переписаны, надо прочесть пьесу по ролям, чтобы проверить, правильно ли записаны реплики, и тогда приступать к разучиванию ролей. Полезно провести несколько таких читок или, как их называют, репетиций за столом, чтобы привыкнуть слушать партнера, разобраться в характеристиках действующих лиц, найти правильные интонации, посоветоваться с товарищами и режиссером, если возникнут какие-либо вопросы.

На этих репетициях режиссер спектакля рассказывает, как он себе представляет будущий спектакль, что он считает в нем наиболее важным, на что требуется обратить особое внимание. Самым важным является, конечно, главная мысль пьесы, то, ради чего создается весь спектакль, и к наилучшему выявлению этой главной мысли и должны быть направлены все устремления участников спектакля.

Каждый актер должен хорошо понимать свою задачу в спектакле, а режиссер должен помочь ему эту задачу найти и разрешить.

Иногда режиссер должен подсказывать актеру, какое свойство изображаемого им персонажа надо особенно подчеркнуть. Вот играет, например, актер Волка, а ведь Волк может быть и злым, и жадным, и трусливым, и голодным, и глупым. Надо разобраться, какие из этих свойств актер должен особенно выделить в данной пьесе и в каких именно сценах.

Когда роли выучены, можно приступить к репетициям с куклами. Мы уже знаем, что предварительно куклу надо хорошо пригнать на руку, если это «петрушка» или тростевая, и проверить, правильно ли она подвязана, если это марионетка. Актер должен очень хорошо освоиться с куклой, — от этого во многом зависит успех будущего спектакля. Надо внимательно изучить все возможности куклы (иногда полезно посмотреть на нее в зеркало), чтобы в нужный момент воспользоваться тем ее движением или позой, которые наиболее верно передадут ее состояние в данный момент.

Запомните, что кукла не должна делать много мелких движений. Жест ее должен быть точным и одно движение от другого отделено небольшой паузой. Чередование движений со спокойным состоянием куклы создает большее впечатление, чем суетливость.

Произнося текст за куклу, нужно найти наиболее выразительные, подкрепляющие его движения и запомнить их, чтобы при повторении сохранить основной их характер и тем избежать случайностей, которые могут сбить с толку партнера. Особенно это надо иметь в виду, если куклы вступают между собой в общение: передают друг другу предметы или танцуют. Та кукла, за которую произносится текст, должна находиться в состоянии, как мы говорим, активного действия, чтобы зритель понимал, что это именно она говорит сейчас, а другие куклы — сохранять относительный покой, не просто оставаться неподвижными, а занять такое положение, чтобы было понятно, что они ее слушают.

Если какое-нибудь задуманное движение не выходит (особенно это относится к марионеткам), надо постараться найти причину, проверить исправность и правильность прикрепления тростей, тяг или ниток, исправность сочленений куклы. Найденное удачное движение следует повторить несколько раз.

Когда куклой управляют два или несколько человек, надо хорошо между собой условиться, что будет делать каждый. В этом случае репетировать надо особенно внимательно, — малейшее нарушение принятых на себя обязанностей одним актером может испортить все дело.

Вот представьте себе сцену из сказки Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях», разыгрываемую марионетками. Там есть такой эпизод. Черница приносит яблоко и на словах «Вот тебе оно — лови!» — бросает его Царевне, а та ловит. В этом эпизоде участвуют три кукловода: один управляет куклой, изображающей Царевну, другой — Черницей, а третий помогает им. В сцене участвует два яблока: одно заранее продето через высверленное в нем насквозь отверстие на нитку, прикрепленную к руке Царевны, другое — к руке Черницы. Первое яблоко скрыто от глаз зрителя за падугой,1 второе лежит на руке Черницы. Когда Черница бросает яблоко, — подкидывает вверх ладонь, на которой оно лежит, помощник подтягивает яблоко второй ниткой, прикрепленной к нему за падугу, и в то же время опускает второе яблоко на ладонь руки Царевны. У зрителей создается впечатление, что яблоко пролетело из руки одной куклы в руку другой. Стоит кукловоду-помощнику зазеваться и опустить яблоко в руку Царевны раньше, чем взлетит яблоко, которое бросает Черница, зритель увидит два яблока и прием будет разоблачен.

1 Падуга — полоса ткани, подвешенная за порталом кулисной сцены, закрывающая верхние кромки декораций.

Во время репетиции режиссер должен внимательно следить за исполнителями, разъяснять им значение каждой сцены, обращая внимание на то, что является в этой сцене самым важным, на что следует обратить особое внимание. Он предостерегает кукловодов от ошибок, помогает им находить нужные движения кукол, устанавливает наиболее удобные и интересные положения кукол между собой или, как говорят, мизансцены.

Режиссер должен очень ясно представлять себе течение всего спектакля, особенно, если пьеса имеет несколько картин. Он должен заранее решить, как будут происходить перемены этих картин, как быстро можно будет сменить декорацию, чем заполнить перерывы между картинами.

Большое место в кукольном спектакле занимает музыка. В нашем театре не было ни одного спектакля, в котором не было бы песен и музыки. Музыка не только обогащает спектакль, она непосредственно влияет на настроение зрителя. Вспомним, как мы, услышав на улице звуки бодрого марша, невольно подчиняемся его ритму и начинаем весело шагать в ногу с участниками демонстрации; как часто неожиданно прозвучавшая скорбная мелодия способна вызвать у нас изменение настроения, а иногда и слезы.

Музыка удивительное искусство, непосредственно воздействующее на чувства. В течение небольшого по времени срока музыка способна заставлять человека переходить из одного состояния в другое, изменять его настроение. Эти свойства музыки режиссер должен уметь использовать в спектакле.

Конечно, лучше всего, если музыка написана для спектакля специально, если композитор может учесть все пожелания режиссера и своим творчеством участвовать в выявлении главной мысли спектакля. Но, к сожалению, в самодеятельном школьном театре это возможно лишь в редких случаях. Обычно приходится довольствоваться подбором музыкального сопровождения. В этом вопросе режиссеру полезно посоветоваться с музыкальным руководителем.

Музыка в спектакле может быть использована не только во время самого действия, — она может служить хорошим средством связи отдельных картин спектакля между собой. В этом случае режиссер должен решить, какую задачу он перед собой ставит: хочет ли он закрепить в сознании зрителя те впечатления, которые зритель получил от просмотренной картины, или он собирается ввести его в настроение следующей картины. Иногда такая музыкальная связь будет для зрителя как бы переходным мостиком от одного состояния в другое.

Каждый спектакль развивается в определенном ритме, то есть равномерном чередовании составляющих его элементов. Музыка является одним из действенных способов установить этот ритм и закрепить его на всем протяжении спектакля.

Как видите, обязанности режиссера разнообразны и значительны. Он является организатором подготовки материальной части спектакля и руководителем всей репетиционной работы; от его инициативы и умения объединить работу отдельных звеньев самодеятельного кукольного коллектива во многом зависит результат работы кружка — спектакль. Только дружная работа всех участников, направленная к общей цели: созданию полезного, веселого, умного спектакля, от начала до конца сделанного самими ребятами, — может принести участникам наивысшую в искусстве награду — творческую радость.