Как же кукловод управляет марионеткой? На снимке вы видите кукловода-марионеточника. В руках у него нечто вроде вешалки для платья — это вага, приспособление, к которому прикреплены верхние концы нитей, отходящих от куклы.
Рис. 31. |
Вага (рис. 31) имеет стержень, к которому прикреплено подвижное коромысло, и поперечную планочку, расположенную ниже коромысла. Вот к стержню, коромыслу, планочке и прикреплены нити. Каждая нить имеет свое назначение и название.
Если вы станете колебать коромысло ваги, то попеременно будут подниматься и опускаться его концы, а привязанные к ним нити натягиваться. А так как нижние концы этих нитей прикреплены к коленям ног куклы, то кукла будет попеременно поднимать и опускать ноги.
Нитями, прикрепленными к вискам куклы, управляют ее головой, ручными — руками. Нитка, прикрепленная к спине куклы, при наклоне ваги вперед наклонит торс куклы, и кукла поклонится. Пяточные нитки, если потянуть одну из них, согнут ногу куклы в колене назад, и, если при этом немножко опустить вагу, кукла встанет на одно колено.
Из этих примеров видно, как много разнообразных движений может сделать кукла-марионетка. Кукловод держит в одной руке вагу, в другой перебирает прикрепленные к ней нити и, как музыкант на инструменте, играет куклой.
Конечно, надо очень много тренироваться, прежде чем научишься хорошо управлять марионеткой.
Достаточно немножко опустить вагу, и кукла будет беспомощно барахтаться на согнутых ногах, а если перестараетесь и слишком высоко поднимете вагу, — кукла повиснет в воздухе. Как при игре на инструменте надо хорошо знать, какую ослабить или натянуть струну и с какой силой ударить по ней смычком, чтобы получился верный и нужной силы звук, так и при управлении куклой-марионеткой нужно знать, за какую нитку и как сильно нужно потянуть, чтобы кукла сделала нужное и верное движение.
Когда кукла двигается правильно, зритель забывает, что кукла подвешена на нитках, хотя и видит их. Но достаточно одного неправильного движения — и кукла уже выглядит на сцене нелепо. Зритель вспоминает, что она в руках кукловода, и перестает следить за ее игрой.
Марионетка управляется многими нитями; я назвал только некоторые из них, а обычно их бывает около пятнадцати. Если же кукле надо сделать какой-нибудь сложный трюк, ну, скажем, жонглировать шарами, подкидывать их вверх, перекидывать на носок ноги или на палочку, которую кукла держит во рту (такой номер есть в нашем спектакле), то количество нитей возрастает до двадцати.
Очень часто одной куклой управляют не один, а два, три и даже четыре кукловода. Понятно, как хорошо они должны между собой сговориться, чтобы, помогая друг другу, не нарушить у зрителя впечатления самостоятельно двигающейся куклы.
Подвязывать куклу надо следующим образом: повесить вагу за крючок (Н) на расстояние от пола, несколько превышающее рост кукловода (рис. 31, 32). Для закрепления нитей на ваге делают зарубки или высверливают отверстия, к кукле же нити прикрепляют при помощи петель. Сделать их можно из простых булавок, откусив кусачками головки и согнув затем их в виде буквы «П».
Рис 32. | Рис. 33. Вага и подвязка куклы животного на основных нитях. |
Сначала прикрепляют к вискам куклы две нити, свободные концы которых привязывают к неподвижной планке ваги (В—Г) в точках в1 и в3. Подвязанная на эти нити (височные) кукла должна висеть в свободном положении и не касаться пола.
Дальнейшая подвязка нитей делается в следующем порядке: коленные (к, к1, к2, к3), ручная (р, р2, р1, р3), проходящая в точках р1 и р3 через петли; спинная (С-С1).
Эти нити являются основными, дающими кукле возможность поворачивать голову, наклонять торс, двигать руками и ногами (ходить).
Остальные нити носят название вспомогательных. Количество и способ прикрепления их зависит от заданий, которые предстоит выполнить кукле. Так, например, соединительная ручная нить (м, м1, м2), проходящая от одной из кистей (ладоней) рук (М) через петлю в другой (М1) к неподвижной планке ваги (в точке М2), дает возможность кукле сводить и разводить кисти рук (хлопать в ладоши).
Нити п-П1 и П2-П3, отходящие от пяток куклы (п и п2) и прикрепленные к неподвижной планке ваги с тыльной ее стороны в точках П1, П3, позволяют кукле становиться на колени. Нить Г-Г1 (грудная) будет служить для сгибания торса куклы в пояснице назад; нить Л-Л1 (лобная) — для поднимания головы и придания ей большей устойчивости (уничтожение непроизвольного качания).
Давайте проделаем ряд упражнений с марионеткой для того, чтобы научиться хорошо управлять ею.
Возьмите вагу в одну руку так, чтобы коромысло лежало на большом и среднем пальцах, а стержень ее был бы прижат к ладони сверху указательным пальцем, а снизу безымянным и мизинцем.
Попробуйте поднимать и опускать попеременно крылья коромысла (А—Б), следя за тем, чтобы концы их поднимались и опускались на одинаковую высоту. При этом движении коленные нити, прикрепленные к концам коромысла, будут поочередно натягиваться, а ноги куклы подниматься и опускаться, сгибаясь в коленях, — получится впечатление шага на месте.
Если при этом вы будете перемещать свою руку в направлении движения куклы, — кукла начнет ходить. При этом упражнении необходимо следить за тем, чтобы стержень ваги оставался перпендикулярным плоскости пола, по которому ходит кукла; чтобы крылья коромысла поднимались и опускались равномерно; чтобы сама вага не снижалась и не поднималась; чтобы кукла не пригибалась к полу и не отрывалась от него и, наконец, чтобы расстояние, на которое при каждом движении кукла перемещается, было равно размеру ее шага. Если размер шага куклы равен 5 сантиметрам, то, сделав двадцать шагов, кукла должна пройти расстояние в один метр. При этом упражнении первоначально руки куклы остаются свободно висеть по сторонам и управление куклой осуществляется одной рукой кукловода. Упражнение проделывается поочередно обеими руками: кукла сначала идет в одном направлении, а затем в обратном.
В следующем упражнении — шаг с переменным подниманием рук — кукла находится в том же положении, что и при первом упражнении. Свободная рука кукловода поочередно перебирает ручные нити (р, Р1 — Р2, Р3), приводя в движение руки куклы и сочетая их с движением ног, сначала в одном направлении, а затем — в перекрест (при поднимании правой руки куклы поднимается левая ее нога, и наоборот). Это упражнение надо проделать сначала в медленном темпе (шаг), а затем в убыстренном (бег) под счет или музыку в ритме марша. Для получения размаха рук куклы достаточно одностороннего натягивания и опускания ручной нити (по линии р—р1 или р2—р3).
При команде руководителя: «Кру-гом!» — кукловод (по предварительной команде) задерживает крыло коромысла в поднятом состоянии; поднимает одну из ног куклы, быстро перехватывает вагу в другую руку и одновременно поворачивает куклу, следя за тем, чтобы другая нога куклы не отрывалась от пола. Затем (по исполнительной команде) продолжает движение в обратном направлении; снова поднимает и опускает поочередно крылья коромысла.
Рис. 34. Способы скрепления сочленений марионеток. |
Следующее упражнение — опускание на колено. Вага находится в первоначальном положении. Свободной рукой кукловод натягивает пяточную нить, при одновременном опускании ваги к плоскости пола (стержень ваги остается перпендикулярен полу), слегка отведя пяточную нить назад. При вставании куклы с колена кукловод натягивает коленную нить соответствующей ноги, одновременно приводя вагу в первоначальное положение.
Для упражнения в сгибании и разгибании торса вага находится в первоначальном положении. Кукловод наклоняет верхний конец стержня ваги и тем самым подтягивает спинную нитку, подвязанную к его нижнему концу. Кукла наклоняется вперед, сгибаясь в пояснице. Это упражнение можно комбинировать с предыдущим: опустить куклу на оба колена, наклонить ее в пояснице так, чтобы она коснулась головой пола. Постепенно выпрямляя стержень ваги, надо привести торс куклы в вертикальное положение, а затем поднять ее с колен, как описано в предыдущем упражнении.