Петрушек, тростевых кукол и всех кукол представляющих их разновидности, показывают из-за ширм. Вот посмотрите на этот рисунок: на нем изображена сцена народных развлечений, среди которых и кукольное представление. Петрушечник показывает своих кукол из-за «ширмы», представляющей собой как бы юбку, поднятую подолом кверху и закрывающую таким образом верхнюю часть туловища петрушечника. Такое представление во время своих путешествий в XVII веке по Московии (в 1636 году) видел западный дипломат л ученый Адам Олеарий и зарисовал его. Этот рисунок является первым документальным свидетельством о петрушечном представлении в России и дает нам понятие об устройстве самого «театра». Позднее петрушечники стали делать складные ширмы, такие, как показано на рисунке 35. Эти ширмы они носили у себя за спиной и, кочуя с места на место, показывали свои незатейливые представления.
Ширма состояла из трех складывающихся пополам створок и удобно умещалась в сравнительно небольшом пакете. Каждая створка — это четырехугольная рама, которая была обтянута материей (рис. 35). Размеры ширмы определялись ростом кукловода, увеличенным на 2— 3 см. Таким образом, в сложенном виде ширма представляла собой прямоугольник, стороны которого не превышали 85—90 см (если принять рост взрослого кукловода в 170—175 см). С такой ширмой наш театр выступал на фронте, дополнив ее еще двумя боковыми створками тех же размеров.
Рис. 35. |
Для того, чтобы трехстворчатую ширму можно было сложить, не разбирая на отдельные створки, необходимо одну из боковых створок сделать на 1—1,5 см уже, а вдоль края средней створки набить соответствующей ширины (1—1,5 см) планку. К этой планке надо прикрепить вторую (более широкую) створку ширмы. Толщина этой створки должна соответствовать толщине створок ширмы. Тогда все три створки ширмы могут быть сложены вместе.
Рис. 36. |
Половинки средней створки ширмы должны быть на петлях и складываться наружу (на зрителя). Половинки боковых створок не соединены между собой, а закрепляются при установке ширмы на шпунтах или крючках. Дополнительные боковые створки прикрепляются на съемных петлях (рис. 36).
Рис. 37. |
На рисунке 37 изображена ширма, которой пользовались в недавние годы наши колхозно-совхозные кукольные театры. Устройство такой ширмы очень простое; она удобно складывается, перевозится и вполне пригодна для показа самых различных спектаклей.
Состоит она из трехстворчатой «пузовины» и прикрепленной к ней портальной арки. Для удобства хранения и перевозки ширмы среднюю ее часть и портальные арки делают складными. Средняя часть (пузовина) состоит из трех рам, ширина которых может быть определена примерно в 1,5 м (средняя рама) и в 0,75 м (боковые). Портальная арка прикрепляется к полу откосами и имеет наверху кронштейны, на которые навешивают занавес и детали декоративного оформления; фоном может служить однотонный задник.
В современных кукольных спектаклях пользуются ширмами самых разнообразных форм и размеров. Зачастую ширмы, в прямом смысле этого слова, в спектакле отсутствуют и заменяются различными деталями декораций, за которыми скрываются кукловоды. Это вносит большое разнообразие в игру кукол, позволяет им играть в различных точках сцены, а не только у края ширмы. Однако при таких сложных решениях сценического пространства надо всегда учитывать рост кукловода и наиболее удобное для него положение, чтобы он, как правило, мог управлять куклами стоя во весь рост, без необходимости пригибаться, опускаться на колени или склонять голову.
Рис. 38. |
Следует еще иметь в виду, что когда вы играете куклой на втором плане, отведя ее от края в глубь сцены, то сидящий в зале зритель, особенно в первых рядах, будет видеть ее более урезанной снизу, поэтому выгоднее на втором и следующих планах строить дополнительные ярусы ширм, поднимая каждый из них выше другого. А для того, чтобы кукловоду было удобно управлять куклами, — делать соответственно каждому ряду ступеньки (рис. 38).
Сложнее построить сцену марионеточного театра. Кукловод, управляющий марионеткой, обычно находится на помосте, возвышающемся над уровнем планшета на 50—60 см.
На прилагаемых чертежах показано устройство сцены, которую смогут изготовить ребята только старших классов, хорошо владеющие столярным делом и умеющие читать чертежи. Для них и даются следующие объяснения.
Местом действия кукол-марионеток является трехмерная сцена-коробка. Кукловод помещается сзади и по бокам этой коробки на особом помосте — тропе, поднятой на 50 см выше уровня планшета, на котором играют куклы. Тропа имеет поручень, приходящийся на высоте пояса среднего роста кукловода, то есть отстоящий от помоста (тропы) на 85 см. Поручень служит для опоры во время игры с куклой и для навески задника, скрывающего находящихся на тропе кукловодов. Планшет сцены, на котором играют куклы, поднят над уровнем пола на 70 см. При таких расчетах вся конструкция (марионеточная сцена) должна быть установлена на высоте метра от уровня пола зрительного зала.
Зеркало сцены определяется величиной куклы, глубиной сцены и высотой поручня, а также расположением первого ряда зрителей. Оно колеблется по вертикали от 1 м до 1,15 м, по горизонтали — от 2,5 м до 3 м. Приводимые нами размеры являются ориентировочными и могут быть изменены в зависимости от условий зрительного зала, в котором устанавливается сцена марионеточного театра.
Если зеркало сцены будет увеличено по вертикали, то должна быть поднята и тропа, так как высота, на которой расположен ее поручень, остается величиной неизменной. А это потребует удлинения нитей, на которых подвешены куклы. Чем длиннее нить, тем труднее управлять куклой; поэтому увлекаться чрезмерным увеличением зеркала марионеточной сцены по вертикали не следует. Кроме того, увеличение зеркала сцены по вертикали повлечет за собой увеличение всей конструкции, высота которой в наших расчетах колеблется от 3,25 м до 3,5 м.
На прилагаемом чертеже показана конструкция сцены марионеточного театра, размеры которой определились в течение многих лет практической работы. Эта конструкция дает возможность ставить достаточно сложные, в техническом отношении, спектакли и одновременно легко и быстро разбирается и удобна для перевозок.
Основные составляющие ее части следующие: а) планшет, б) задняя и боковые тропы, в) портальная арка.
Планшет состоит из отдельных щитов, укладываемых на рамы, отходящие от задней тропы, размеры и устройство которых показаны на прилагаемом чертеже. Задняя тропа состоит из трех станков размерами (в плане) 1,5×0,7 м, при общей высоте 1,5 м. Станки сделаны из рам, собираемых на съемных петлях, каркасы которых покрываются щитами.
Рис. 39. |
Продольные передние рамки изготовляют из брусков сечением 4×8 см и для жесткости скрепляют угловым железом 3×3 см при толщине в 3 мм. Все прочие продольные и поперечные рамки изготовляют по единому типу из брусков сечением 4×6 см со связкой углов в полдерева. Каждый станок рассчитан на одновременное нахождение на нем пяти — шести человек.
Боковые тропы представляют собой (в плане) прямоугольные площадки 0,25 кв. м при одинаковой высоте с задней тропой, то есть 1,5 м. Боковые тропы рассчитаны на одного кукловода.
Щиты, укладываемые на рамы и составляющие собственно помост (тропу), делают из досок и обивают снизу планками сечением 4×6 см, служащими также ограничителями перемещения щитов настила.
Рамки двух крайних станков служат одновременно и лестницами для подъема на тропу. Для этой цели они имеют соединительные планки сечением 5 см. Для придания рамам станков большей жесткости углы их соединены брусчатыми раскосами. Станки следует плотно пригонять один к другому, скрепляя их металлическими хомутами или болтами с навинчивающимися шайбами. При сборке станков необходимо внимательно следить за исправностью съемных петель, на которых собраны рамы, и правильным зашпиливанием их, так как малейшая небрежность в этом отношении может повести к катастрофе. Целесообразно для сохранности граней брусков окантовать их алюминиевыми угольниками 3×3 см при толщине в 3 мм.
Можно показывать марионеток и в более примитивных условиях. Если подвязать куклу с таким расчетом, чтобы вага в руках кукловода находилась на высоте его груди, то достаточно отгородить кукловода от зрителя соответствующей высоты ширмой, и он сможет показывать кукол, сам оставаясь невидимым, при условии, что впереди сверху будет повешен занавес, скрывающий от зрителей верхнюю половину его туловища.
Рис. 40. Софит |
Рис. 41. Тобус. |
Если зрителей немного и они могут разместиться так, что увидят кукол, которые будут играть на полу, то марионеточную сцену можно сделать, раскрыв обе половинки двери и завесив верхнюю часть дверного проема материей, чтобы скрыть кукловода, который будет стоять за ширмочкой, поставленной на 0,5 м в глубине дверной рамы.
Ну, а если найдется большой и прочный простой стол, на который может встать кукловод, то кукол будет видно гораздо лучше, и зрителей может собраться больше.
Свет. Если показывать спектакль в помещении, в котором зрительный зал и место, где происходит игра кукол, освещены равномерно, внимание зрителя будет рассеяно. Если место, где играют куклы, осветить, а зал погрузить в темноту, — зритель сразу начнет следить за тем, что происходит на сцене.
Из этого простого примера видно, какое значение для спектакля имеет свет.
Но свет нужен не только для того, чтобы осветить то место, где происходит действие; свет может быть использован более интересно и разнообразно в самом спектакле.
По ходу пьесы день переходит в ночь — на небе взошла луна, на земле загорелся костер.
Если действующие лица станут об этом говорить, а на сцене будет яркий белый свет, зрители разочаруются; а вот если искусные школьные электрики придумают, как это все изобразить на сцене,— результат будет другой.
Конечно, школьный кукольный кружок не сможет сразу рассчитывать на большую сложную электроаппаратуру, но иногда достаточно нескольких действительно простых электроприборов, чтобы получить необходимый результат. Простейшими из них являются софиты и тобусы.
Софит (рис. 40) представляет собой, продолговатую металлическую коробку (ее можно спаять из жести), разделенную на гнезда, в которых укреплены патроны с лампами.
Тобусы — это фонари с линзами (рис. 41).
И в тех и в других могут быть укреплены рамки с цветными стеклами или специальными фильтрами (цветной целлофан).
Чтобы стекла не лопались от нагревания, их разрезают на полоски.
Софиты и тобусы располагают впереди ширм (на марионеточной сцене софиты — внутри на портальной арке, а тобусы — перед сценой на штативе).
Для управления светом нужно сделать небольшой щиток, примерная схема которого дана в приложении.
Кроме наружного освещения хорошо иметь несколько источников света (подсветок) для использования их на самой ширме (марионеточной сцене).