Теперь, когда мы с вами познакомились с устройством кукол, научились их делать и управлять ими, можно перейти к нашей главной задаче — выбору пьесы для будущего спектакля.
Ведь спектакль — это не просто веселое зрелище, на котором можно бездумно посмеяться. Каждый спектакль должен не только повеселить зрителя, он должен заставить его взволноваться за судьбу героев, посочувствовать им в беде, вызвать желание помочь преодолеть все те препятствия, которые мешают им достигнуть намеченной благородной цели. Зритель должен задуматься над тем, а как поступил бы он сам, если бы с ним или его товарищами случилось то, что он увидел на спектакле. Пусть это будет какая-нибудь самая незатейливая сказочка, вроде сказки про Козла, на которого напали серые Волки и чуть его не растерзали; но, смотря ее, юный зритель, наверно, не только пожалеет Козла, но и захочет спасти его. Мы помним, как на одном из спектаклей этой сказки в нашем театре совсем маленький мальчик, который первый раз в своей жизни пришел в театр, вскочил на стул и повелительно закричал: «Волк, не ешь Козла!»
Побывайте на спектаклях для маленьких ребят, и вы увидите, как волнуются они за судьбу героев, как горячо вмешиваются в действие, предупреждая Мичека Фличека о хитростях Змея Заоблаковича, как бурно приветствуют храброго «Точку, точку», спасшего девочку Надю.
Но вы не думайте, что только маленькие дети способны так взволнованно откликаться на действие, которое разыгрывают куклы. Прислушайтесь к напряженной тишине в сцене на кладбище, когда индеец Джо ведет разговор с Мефом Поттером в спектакле «Том Сойер», который смотрят ученики четвертого — пятого классов. Наблюдая поведение зрительного зала на спектаклях для взрослых, мы видим, что и они не остаются безучастными к игре кукол. Мы помним, как смотрели наши выступления на фронте во время Великой Отечественной войны воины Советской Армии. Какими раскатами хохота сопровождались сцены из похождений незадачливого Фрица в пьесе С. Маршака «Юный Фриц» и каким гневом сверкали глаза бойцов, когда мы показывали памфлеты «Волчий аппетит» или «Авто-мото-грабители», в которых разоблачалась хищническая сущность фашистов.
Да, куклы способны взволновать зрителя любого возраста! Все зависит от того, какую они играют пьесу. Кукольный театр — это особый вид театра, который не подменяет «настоящий» театр, а существует самостоятельно.
Есть у кукольного театра и еще одна особенность. Это, пожалуй, единственный вид театра, который доступен зрителям самого юного возраста — пяти — шести лет, впервые в своей жизни переступающим порог театра. И об этом не следует забывать, когда мы выбираем для них пьесу. Каждая пьеса, независимо от того, на какой возраст она рассчитана, должна воспитывать зрителей в духе тех великих задач, которые стоят перед нашим народом.
Вот и подумаем: какие воспитательные задачи несет в себе та пьеса, которую мы собираемся взять для постановки в нашем школьном кукольном театре? Соответствует ли она тому возрасту зрителей, для которых мы ставим наш спектакль? Все ли этому зрителю будет понятно и, наконец, интересно ли ее показывать в куклах? Ведь может случиться и так: пьеса как будто хорошая, мысли в ней полезные, а действие развивается вяло, действующие лица много говорят, а на сцене в это время ничего не происходит. Такую пьесу смотреть скучно, а раз скучно, — значит, не только никакой пользы зритель от спектакля не получит, а еще и уйдет из театра недовольный.
Значит, читая пьесу, надо стараться представить себе, как всё, о чем в ней говорится, будет выглядеть в спектакле.
Часто задают вопрос: какие же пьесы можно показывать в кукольном театре, а какие нельзя?
На этот вопрос ответить каким-то общим советом трудно. В кукольном театре можно показывать самые различные пьесы, и смешные и серьезные. Куклы могут и смешить, и вызывать слезы, и заставлять зрителей замирать от страха. Но одно соображение мне кажется бесспорным: надо стараться выбирать для кукольного спектакля такие пьесы, которые куклы сыграют лучше, чем люди. В ряде случаев такие возможности обнаружить довольно легко.
Возьмем для примера сказку Евг. Шварца «Красная Шапочка». Эта пьеса часто шла и в кукольных театрах и в театрах, где ее играли актеры. Мне кажется, что она гораздо больше подходит для кукол. Посудите сами: в этой сказке, помимо Волка, Медведя и Зайцев, действуют такие персонажи, как Уж и только что вылупившиеся Птенцы. Конечно, и те и другие в кукольном театре будут убедительнее.
Да и в самом действии пьесы вы найдете немало сцен, которые в кукольном театре будут выглядеть интереснее. Волк точит на точиле зубы, меняет цвет шкуры, проглатывает Бабушку и Красную Шапочку; Уж катится в бидоне, Милиционер разрезает Волку живот... Все это, конечно, можно показать и в «человеческом» театре, но в кукольном лучше.
Сказка о «Коньке-Горбунке» тоже часто ставилась в исполнении актеров. Ею начал свою творческую жизнь старейший в нашей стране детский театр — Ленинградский ТЮЗ, но эта же сказка шла и во многих кукольных театрах, и ряд сцен в куклах выглядел удачнее: полет Кобылицы, поимка Жар-Птицы, сцены на морском дне, у Месяца Месяцовича.
Если пьеса, которую мы выбрали, отвечает тем задачам и возможностям, о которых я говорил, перейдемте к следующему этапу нашей работы и решим, — в каких куклах мы будем ее играть.
Принято думать, что легче всего играть куклами-«петрушками», потому что устройство их значительно проще, чем тростевых кукол и марионеток, а поэтому в самодеятельном кукольном кружке нужно пользоваться только «петрушками».
Конечно, сделать петрушечную куклу легче, кажется проще и управлять ею, но это только на первый взгляд.
На вопрос о том, какими куклами легче, а какими труднее управлять, ответить так же трудно, как решить, на чем труднее играть — на рояле или на скрипке. Все зависит от способностей кукловода. Хорошо водить «петрушек» так же трудно, как и других кукол, и система куклы тут ни при чем. Мы уже видели, как много бывает ошибок в кукловождении у начинающего петрушечника. Будут они, конечно, и у тех, кто впервые возьмет в руки тростевую или марионеточную куклу.
Только настойчиво и внимательно упражняясь, можно хорошо овладеть кукловодческим мастерством, и тогда не возникнет вопроса о том, какими куклами трудно или легко играть, а встанет другой, более правильный вопрос: каких именно кукол мы должны выбрать для нашего спектакля.
Этот вопрос надо решать в зависимости от пьесы, которую мы хотим поставить в нашем театре.
Содержание пьесы, образы действующих в ней лиц, их внешняя характеристика и поступки, условия, в которых разыгрывается действие пьесы, подскажут нам выбор кукол.
Мы знаем, что «петрушки» — это очень общительные и подвижные куклы, к тому же свободно и легко обращающиеся с вещами; что тростевые куклы отличаются большей плавностью движений, а марионетки легко отделяются от пола, могут подниматься по лестницам и даже летать по воздуху. Вот и подумаем, какими куклами нам интереснее воспользоваться для постановки выбранной пьесы, какие куклы найдут в ней наиболее выгодные условия для того, чтобы полнее использовать все свои игровые возможности.
Если действие пьесы развивается стремительно, а участвующим в ней куклам приходится много играть с вещами, как например в инсценированном стихотворении В. Маяковского «Кем быть?», мы выберем для изображения двух ребят, ведущих веселую игру в «инженера», «доктора», «шофера», «летчика» и т. д., петрушечных кукол.
Если на сцене надо показать героев романтической сказки вроде «Волшебной лампы Аладдина», у которых движения должны быть плавными, величественными, — мы воспользуемся тростевыми куклами, а если нам потребуется изобразить волшебные полеты, картины морского дна или цирковые трюки (жонглеров, акробатов, наездников), мы, наверное, остановим свой выбор на марионетках.
Приведенные мною примеры, конечно, не следует понимать так, что я хочу ограничить применение тех или иных кукол какими-то определенными, раз навсегда установленными правилами. «Петрушки» так же, как и другие куклы, могут сыграть героическую пьесу, а марионетки — веселую комедию, и совсем не обязательно, чтобы в ней были трюки, которые эти куклы хорошо проделывают. Я хочу только направить мысль участников кружка на то, чтобы они, решая вопрос о том, в каких куклах ставить спектакль, исходили бы из требований пьесы, а не из тех соображений, какими куклами легче играть.
В современных кукольных театрах очень часто в одном спектакле пользуются куклами различных систем. И, на наш взгляд, это совершенно закономерно.