В программу обязательных занятий по труду, принятую для I—IV классов, входит обучение детей шитью, вышиванию и вязанию. Вводя рукоделие в работу внешкольных и внеклассных кружков, руководителю следует ознакомиться с этой программой, чтобы не дублировать её в своих занятиях.
В кружках «Умелые руки» учащиеся приобретают основные навыки в пошивке несложных вещей, в ремонте одежды, в вышивании и вязании.
Помимо приобретения технических навыков, кружковая работа, при правильной постановке, должна способствовать политехническому воспитанию учащихся. В процессе занятий кружковцы получают краткие сведения по технологии текстильного производства — прядильного, ткацкого и красильного дела, узнают о происхождении и обработке хлопчатобумажного, шерстяного, шёлкового, искусственного волокна. Для такого ознакомления проводятся экскурсии на производство, используются наглядные пособия, фото, иллюстрации из книг и чтение самих книг, а также посещение музеев, выставок, проведение несложных лабораторных работ.
В работе всех внешкольных кружков принимают участие, как правило, и мальчики и девочки, но, к сожалению, не всегда это бывает в кружках по рукоделию. Мальчики часто считают ниже своего достоинства иметь дело с иглой и тканью. В этих случаях необходимо разъяснять учащимся их ошибочное отношение к обучению шитью, указать им на важность приобретения таких навыков. Наблюдения показывают, что мальчик, умеющий шить и ремонтировать одежду, всегда опрятен и аккуратен не только дома, но и вне его (в лагере, в туристском походе), а в будущем умение пользоваться иглой пригодится и в армии, и в экспедиции, и в других случаях жизни. Мальчики должны научиться шить, чинить одежду, штопать носки.
Очень важно уже с первых шагов кружковой работы приучать детей к выполнению необходимых гигиенических требований и в первую очередь следить за правильностью рабочей позы: дети не должны горбиться, а сидеть прямо, слегка наклонив голову вперёд, не опираться грудью о стол, не облокачиваться, ногами должны опираться о пол, не скрещивать их. Надо наблюдать, чтобы свет падал слева и не слепил бы глаза. Перед началом работы нужно мыть руки и проветривать помещение. Рабочее место необходимо содержать в чистоте и порядке. Важно также с первых занятий приучать детей к правильным приёмам рукоделия: правильно держать работу, иголку, крючок, пользоваться напёрстком и т. п. Первое время эти приёмы учащимся кажутся менее удобными, но это «неудобство» надо настойчиво преодолевать, чтобы после не переучиваться.
При ознакомлении учащихся с техническими приёмами рукодельных работ нужно соблюдать последовательность распределения упражнений по степени трудности их, но в отдельных случаях можно допускать незначительные отступления. Например, если для полной законченности вещи потребуется выполнить какую-либо деталь (обметать петли и т. п.), то надо показать учащимся, как это делать, не смущаясь тем, что по плану это должно изучаться позже.
Знакомство с новым видом рукодельной работы следует начинать с беседы, в которой нужно объяснить учащимся назначение работы, показать приёмы выполнения её, коротко сообщить о свойствах материалов, необходимых для выполнения данной работы (ткани, нитки) и т. п. Беседа проводится и попутно с практической работой; сообщаются необходимые элементарные сведения, способствующие правильной обработке материалов, целесообразному применению различных приёмов, улучшающих качество работы.
Попутно полезно составить коллекцию образцов различных тканей с указанием названий, качества и области применения, произвести несложные лабораторные работы (например, определение шерстяной и хлопчатобумажной тканей путём сжигания нитей, выдернутых из испытуемой ткани).
С помощью лупы следует рассмотреть переплетение нитей в ткани (уток и основа). Полезно «соткать» самим коврик из узких полос цветной бумаги или из шнура. Основа из шнура натягивается па гвозди, вбитые с двух противоположных сторон рамки; шнур утка вставляется в челнок или в подготовленную гладенькую небольшую тонкую дощечку со специально просверлённым: отверстием.
Путём экскурсий следует ознакомить учащихся с производством одежды, машинами и приспособлениями, употребляемыми на швейной фабрике, а также с организацией труда на производстве, методами и способами, улучшающими качество и увеличивающими количество изготовляемой продукции.
Ознакомление со стежками и швами производится постепенно, при выполнении мелких вещей. И только ознакомившись с одним швом и применив его на практике, дети переходят к знакомству со следующим швом. Некоторые швы можно применять не только для сшивания частей одежды, но и для украшения. Часто знакомство со стежками и швами производится на лоскутках. Целесообразнее технические упражнения выполнять, изготовляя мелкие вещи, имеющие практическое применение: это вызовет у детей больший интерес к труду и удовлетворит естественное желание видеть результат своей работы.
Увлекательной для девочек будет пошивка одежды для кукол и ряда бытовых вещей, нужных в играх с куклами (простыня, полотенце-наволочка на подушку, скатерть, коврик и т. п.). Выполняя эти вещи, учащиеся должны «на практике» знакомиться с применением общепринятых бытовых санитарно-гигиенических требований: оборудовать для кукол отдельные постели с пододеяльником и покрывалом, сшить отдельные полотенца, индивидуальные салфеточки и пр. Покрой одежды, способ шитья и украшения кукольной одежды должны быть возможно простыми, чтобы шитьё на кукол, кроме технических упражнений в шитье, развивало вкус и являлось бы подготовкой к позднейшим, более серьёзным работам.
Приступая к пошивке одежды, следует провести с детьми беседу о назначении одежды и видах её (одежда, в зависимости от сезона, спецодежда и т. п.), о материалах, идущих на бельё, платье и верхнюю одежду.
Необходимо указать детям на гигиенические требования к покрою одежды, на целесообразность того или иного фасона. Надо разъяснить учащимся, что в выборе фасона одежды следует руководствоваться назначением её (защита тела от жары, холода, сырости и других явлений природы). Исходя из этого, следует выбирать соответствующую сезону ткань и шить одежду так, чтобы она была удобной, не стесняла бы движений. Дети должны узнать, что неправильно изготовленная одежда вредно отражается на нашем здоровье. Так, чрезмерно стянутый пояс, узкий воротник и другие недостатки покроя мешают правильному кровообращению, задерживают дыхание и пищеварение. Учащихся надо приучать видеть красоту одежды не в вычурности фасона, а в целесообразности, простоте и изяществе.
Желательно для швейных работ иметь не особенно большую куклу с движущимися в суставах членами. Помимо пошивки одежды на куклу, доступной и желательной работой может быть шитьё на малышей (нагрудник, распашонка, чепчик и другие несложные вещи).
Пошивка одежды слагается из четырёх операций: создание выкройки, кройка, сшивание и украшение частей одежды. Изготовление выкроек является для детей самой трудной операцией, и на первое время руководитель кружка должен сам заготовить все основные выкройки-шаблоны, по которым учащиеся смогли бы производить кройку ткани. Кружковцев следует приучать пользоваться портновским сантиметром, снимать мерку с куклы и проверять размеры выкройки. Учащиеся должны научиться смётывать сшиваемые части, производить примерку на кукол, и только после этого выполнять швейные и отделочные работы.
Обучение шитью, как уже говорилось выше, сопровождается беседами организационного и познавательного характера — о целях обучения шитью, о значении соответствующих умений в жизни и т. д. Учащиеся при этом знакомятся с материалами, применяемыми при шитье, инструментами, приспособлениями и значением соблюдения установленных правил.
Приступая к швейным работам, учащиеся овладевают следующими приёмами: как правильно оторвать от катушки нитку (длиной от 40 до 50 см), вдеть её в иголку, завязать на конце нитки маленький узелок. Иголку следует держать указательным и большим пальцами правой руки в слегка наклонном положении, чтобы мочка иголки касалась донышка напёрстка, надетого на средний палец правой руки. В конце нитку нужно закреплять, делая несколько стежков на одном и том же месте.
В программу обучения ручному шитью должно войти приобретение навыков и умений в выполнении стежков и швов в следующей последовательности.
Шов «вперёд иголку» выполняется так: на иголку берётся несколько ниток ткани и столько же под иголку (рис. 89), затем тянется иголка с ниткой и т. д. Учащиеся прежде всего должны научиться располагать шов по одной прямой нити ткани, делать стежки и промежутки между ними одинаковой длины. Первоначально можно допускать прочерчивание карандашом по линейке линии для шва. Шов «вперёд иголку» имеет одинаковый вид с лица и с изнанки. Он употребляется при сшивании ткани, при собирании материи в сборку, при смётывании (крупными стежками) и в пришивании белого воротничка к форме.
Шов «за иголку» (рис. 90) или «назад иголку» выполняется так: сначала захватывают на иголку несколько ниток ткани (например, четыре нитки), движением иголки вперед, а затем, отступив назад, захватив две нитки ткани (за иголку), делают второй прокол. Шов «за иголку» прочнее шва «вперёд иголку», он употребляется для сшивания частей ткани.
«Краевой» шов (рис. 91) выполняется так: край ткани выравнивается, обрезается ножницами, затем загибается два раза (к себе) и закрепляется намёткой, чтобы загиб не расходился при выполнении работы. Иголку с узелком пропускают под загнутый край, выдёргивают её, делают маленький стежок и снова пропускают под край. Стежки идут по краю загиба ткани в несколько косом направлении. Шов через край употребляют при запошивке и когда требуется подшить (подрубить) носовой платок, полотенце, простыню и другие вещи, а также при наложении заплат.
«Двойной» шов (рис. 92). Последовательное выполнение данного шва видно на рисунке. Первоначально ткань складывают изнанка с изнанкой и с лицевой стороны прошивают швом «вперёд иголку» (рис. A). Затем сшитый край несколько обрезают ножницами и выравнивают. Рисунок Б показывает, как перегибаются оба сшиваемые куска материи. После этого ткань прошивается второй раз с изнанки строчечным швом. На рисунке В показан шов в законченном виде
Шов «строчки» (рис. 93) выполняют такими же стежками, как шов «за иголку», с той только разницей, что проколы стежков делают там же, где была вынута иголка в предыдущем стежке.
«Строчка» называется также «машинным» швом, так как лицевая сторона его напоминает машинную строчку; с изнанки она напоминает шов «за иголку». «Строчка» прочнее шва «за иголку» и употребляется в случаях, когда надо сшить особенно прочно; она употребляется и как украшающий шов в контурной вышивке.
«Запошивочный», или «бельевой», шов. Последовательное выполнение этого шва показано на рисунке 94. Сшиваемые края ткани (рис. А) складывают так, что нижняя ткань несколько выступает из-под края верхней. В таком положении ткани смётывают (а—а) и прошивают строчкой (б—б). Затем нижний, выступающий край два раза загибают и прошивают (рис. Б) «строчкой» или «краевым» швом. Рисунок В показывает шов в готовом виде. «Запошивочный» шов называют также «бельевым», так как он является основным швом при сшивании частей в бельевых работах.
«Петельный» шов (рис. 95) выполняется так: иголку вкалывают в ткань и, не вытягивая её, накидывают на остриё иголки петельку, затем тянут иголку, а за ней и нитку. Петелька должна затянуться на краю материи. Необходимо следить, чтобы проколы для стежков были на равном расстоянии друг от друга. «Петельный шов» употребляют для обмётки петель, при обшивке края материи, а в вышивке — как украшающий шов.
Учащиеся младшего возраста усваивают швы «вперёд иголку», «за иголку», «краевой» шов, применяя их при выполнении мелких вещей: при изготовлении закладки для книг, книжечки для иголок, при подшивке платочка, салфеточки; при пошивке простыни, полотенца, скатерти для кукол.
В дальнейшем, знакомясь с «двойным» швом, учащиеся могут сшить мешочек для завтрака, калош, сумочку для рукодельных работ, юбочку для куклы и т. п.
Учащиеся пятых классов, выполняя шов «строчку», «бельевой» и «петельный», применят их в шитье подарков малышам, одежды на кукол и в починке белья.
На рисунке 96 даны выкройки некоторых видов одежды для малыша. Педагогу следует увеличить эти выкройки и по ним заготовить шаблоны выкроек. По шаблонам учащиеся будут самостоятельно кроить, а затем и шить вещи в подарок малышу или сошьют одежду на куклу.
Одним из важных видов швейных работ, объединяющих мальчиков и девочек, будет починка одежды.
Починка белья и платья требует от учащихся некоторой находчивости, приучает их к бережливости, аккуратности. Им становится ясно, что с небольшой затратой труда можно сохранить вещь и удлинить срок её носки, тогда как, не обратив внимания на повреждённое место, не починив вещь во-время, тем самым мы приводим её в негодность.
В предварительной беседе учащимся сообщается, что починка производится соответствующим материалом и с большой тщательностью, чтобы заплатки и штопка не были заметны. Соответствующим материалом будет такой, который подходит для ремонта определённой вещи по цвету, рисунку и плотности и т. п. Бельё надо чинить старой, но прочной материей, маленькие протёртые места — штопать, на большие — пришивать заплаты. Для штопки ткани употребляют мягкие нитки на мотках, которыми вышивают, или же слабоскрученные нитки (штопка). Кручёные катушечные нитки не годятся: они жестки и при штопке могут порвать тонкий изношенный материал.
Обучение починке одежды следует начинать с простейших работ: пришивание пуговицы, вешалки, зашивание кармана и распоровшегося шва, а уже затем дети могут зашивать разорванное место по прямой нитке ткани.
Обучение штопке следует начинать не на чулках, а со штопки прореженных мест белья — это будет легче для первоначального выполнения. Штопка ткани — это по существу восстановление изношенных нитей основы или утка. Учащиеся знают, как переплетаются нити ткани. Приступая к штопке прореженного места, они и должны восстановить прореженные уток или основу. Делать это следует стежками «вперёд иголку» (рис. 97). Надо следить, чтобы при выполнении штопки основа прокладывалась слабо; нитки не следует натягивать сильно, иначе тонкая изношенная ткань может порваться. На поворотах, из этих же соображений, оставляют маленькую петельку. Стежки должны располагаться в шахматном порядке, т. е. при обратном шве нужно брать па иголку те нитки ткани, которые в предыдущем шве были под иголкой, и наоборот.
Штопку клеткой производят так: подрезают нити ткани по краю протёртого места; чтобы штопка держалась прочно, начинают прошивать частыми рядами основу дальше края протёртого места, применяя шов «вперёд иголку» (рис. 98). Проложив основу (а), учащиеся прокладывают нитки поперёк неё тем же швом «вперёд иголку», следя, чтобы одна нитка основы ложилась на иголку, другая под неё (б). Таким же способом штопают и чулки, но при этом вырезают изношенную часть чулка и захватывают иголкой каждую петельку чулка, не допуская тем самым спуска петель. Для прочности штопка должна производиться на некотором расстоянии от края изношенного места.
Обучая штопке чулок, надо показать детям, как пользоваться деревянным грибком, как это помогает равномерному натяжению ниток штопки. Грибок можно заменить круглой ложкой, перегоревшей электрической лампочкой или ещё чем-либо, имеющим подходящую форму.
На рисунке 100 показано скрепление спустившихся петель чулка, которые следует осторожно захватывать иголкой, продевая через них нишу.
При наложении заплат нужно обратить внимание детей на направление нитей основы и утка, чтобы заплатка совпадала со всей тканью; материал с рисунком в заплатке подгоняют к рисунку места починки и тщательно пришивают, чтобы заплатка была не особенно заметна. Заплатку надо выкраивать сантиметров на 6—8 больше отверстия. Края протёртого места обрезают и подгибают наизнанку. Заплатку примётывают, чтобы она не сдвигалась во время работы, края загибают, чтобы они не лохматились, и пришивают швом «через край» или «строчкой» (рис. 99). Затем переворачивают работу налицо и пришивают к заплатке обрезанные края ткани тем же швом «через край». По окончании работы заплатку разглаживают утюгом.
Работа на швейной машине легче ручной, но, несмотря на это, обучение шитью на ней целесообразно вводить в план после приобретения детьми навыков в ручной работе. В первоначальной беседе учащимся сообщается о значении швейной машины в производстве одежды, о видах машин (ручная, ножная, моторная). Первыми практическими работами будут заправка машины, наматывание шпульки. Попутно дети запоминают названия деталей, через которые проходят верхняя и нижняя нитки. Старших учащихся следует коротко ознакомить с назначением главных частей швейной машины — с рабочим и передаточным механизмами и со способом приведения их в действие. Такие знания помогут учащимся выполнять работу не механически, понимать взаимодействие механизмов и устранять возможные неполадки. Учащиеся узнают, например, как образовывается стежок, в какое положение должна ставиться иголка, чтобы вдетая в неё нитка могла пропускать в свою петлю нитку челнока; как регулировать строчку (путём натяжения верхней и нижней нитки), использовать винтик установки крупной и мелкой строчки. Все учащиеся должны узнать значение смазывания частей машины, подвергающихся трению, научиться смазывать машину, протирать её и хранить от пыли и сырости.
Чтобы научиться шить на швейной машине по прямым линиям, вначале учащиеся могут практиковаться в шитье по линиям разграфлённой бумаги, после чего перейти к строчке по «лапке».
Первоначальные упражнения в шитье на машине проводятся на стачивании материи по прямым срезам ткани, затем даётся «подрубка» вещей с прямыми краями (платочков, полотенец и т. п.). В дальнейшем учащиеся выполняют на машине и другие швы, знакомые им по ручным работам, применяя их в пошивке некоторых бытовых вещей и одежды.
Основная задача работы по вышивке — научить детей выполнять украшающие швы, подбирать узор и соответствующие цветные нитки для его выполнения и ткань.
Вышивание, являясь одним из видов прикладного искусства, имеет большое воспитательное значение. В кружках «Умелые руки», при правильной постановке работы, учащиеся развивают художественные наклонности, вкус, узнают о законах сочетания красок и т. п. Для осуществления учебно-воспитательных задач в работах по вышиванию руководителю не следует ограничиваться одним техническим выполнением стежков и швов, необходимо, помимо этого, ещё и знакомить детей с лучшими произведениями прикладного искусства. Для этого попутно с практической работой нужно проводить просмотр репродукций, альбомов вышивок, посещать выставки, краеведческий и другие музеи и т. п. Всё это обогатит учащихся знаниями, даст толчок творческой мысли, вызовет желание подражать хорошим образцам.
Неиссякаемым источником в развитии творческих сил детей может послужить родная природа. Надо научить детей видеть красоту леса, гамму красок пейзажа, сочетание красок в цветах. Педагогу следует заготовить с детьми такие наглядные пособия, как коллекции бабочек, гербарии цветов и листьев, а также образцов тканей и ниток различной расцветки. Кружок должен располагать акварельными красками, цветными карандашами и бумагой для упражнений в раскрашивании с целью практического ознакомления детей с основными и дополнительными цветами. Нужно научить детей создавать гамму оттенков одной и той же краски путём постепенного добавления в неё воды. В работу над рисунком следует ввести рисование геометрических фигур, листьев, цветов, бабочек, создавать из них орнаменты и раскрашивать их. Надо использовать и цветную бумагу для вырезывания из неё различных фигур и создавать аппликационные рисунки и орнаменты. Практика показала, что такие упражнения дети выполняют с увлечением, развивая свои творческие силы, пополняя знания о форме и цвете, законах сочетания красок. Знания эти плодотворно отражаются на работе по вышиванию, улучшают качество её.
Существенное значение в работах имеет выбор материала. Так, для первоначальных работ не следует употреблять мягких тканей, на которых неопытные руки будут стягивать вышивку. Более подходящим материалом будут ткани с крупным переплетением нитей (например, парусина и полотно). Нитки надо подбирать в соответствии с толщиной материала. Так, для вышивания на полотне и парусине подойдёт мулинэ, для холста — толстые бумажные нитки, для мешковины — ирис.
В вышивании, как и во всех видах рукодельных работ, руководитель должен последовательно идти от лёгкого к более сложному. Сначала дети овладеют приёмами выполнения основных украшающих швов, затем уж перейдут к комбинированию знакомых швов и выполнению постепенно усложняющихся узоров.
В разделе о швейных работах указывалось, что некоторые сшивающие швы употребляются в вышивках как украшающие — это шов «за иголку», «строчка» и «петельный». Новыми для детей швами будут:
«Стебельчатый» шов (рис. 101) состоит из стежков, прошитых непрерывной верёвочкой, получающейся оттого, что один стежок наполовину заходит за другой. Шьётся этот шов короткими колками иголки в ткань слева направо. С обратной стороны «стебельчатый шов» напоминает «строчку».
«Тамбурный» шов выполняется сверху вниз. После первого прокола иголкой вытянутую из ткани нитку придерживают большим пальцем левой руки. Правой рукой откидывают нитку петлей, в которую и прокалывают остриё иголки. Тянут нитку, и на месте прокола иголкой образуется петелька. Из таких петель и получается шов в виде цепочки — «тамбурный» шов.
Шов «ёлочкой» (рис. 102). После первого колка иголкой, вытянутую нитку придерживают большим пальцем левой руки, как при выполнении «тамбурного» шва, затем делают колок иголкой вправо, продевают остриё иголки в сторону большого пальца левой руки и одновременно отпускают нитку из-под него. Образуется стежок в виде полукруга. Опять прижимают нитку большим пальцем левой руки и делают прокол влево. Так, от стежков то влево, то вправо, получается шов, напоминающий «ёлочку».
«Русский шов крестом» прошивается двумя перекрещивающимися косыми стежками (нижнего стежка и верхнего — покровного) (рис. 103, А).
Для выполнения «крестиков» требуется материя с правильно переплетающимися нитями, которые легко считать (например, холст, полотно и другие подобные ткани). Если нити в материи недостаточно выделяются и их трудно подсчитать, то на такую ткань примётывают канву, по которой и производят подсчёт крестиков при выполнении узоров. По окончании работы нити каивы выдёргивают.
Надо научить детей прошивать стежки крестиков в одном направлении, соблюдая ритм движений и проколов иглой. Если по узору потребуется прошить ряд сплошных крестиков, то следует сначала прошить одни нижние стежки (с наклоном в одну сторону), а затем в обратном направлении прошивать покровные стежки. При таком выполнении крестики получаются ровные и работа с изнанки чище.
Первоначально детям постичь и технику прошивания крестиков, и выполнение узора было бы слишком трудно, поэтому первой работой может быть прошивание одного или двух сплошных рядов крестиков для украшения салфеточки или коврика для кукол.
Шов двойным крестом, или «болгарский», является осложнённым русским швом: сначала прошивают крестик русского шва, затем по нему прямыми стежками делают второй крест (рис. 103, Б).
«Мережка» применяется в русских и украинских вышивках, при окаймлении различных предметов с прямыми краями (платков, воротничков, салфеточек, дорожек и т. п.).
Для выполнения «мережки» первоначально надо научить детей выдёргивать продольные и поперечные нити из ткани, подрезать их и закреплять места начала и конца рисунка. Следует обратить внимание учащихся на разницу толщины нитей утка и основы, в связи с чем приходится выдёргивать неодинаковое количество нитей по сторонам окружности обрабатываемой вещи при одной и той же ширине рисунка.
Приёмы выполнения мережки указаны на рисунках 104, А и Б. Надо добиваться, чтобы учащиеся научились на глаз набирать на иголку равномерное количество прореженных нитей и вкалывать иглу в ткань на одинаковом расстоянии от прореженного места ткани. Вначале точное выполнение приёмов работы дети будут производить медленно, но пусть это не смущает их; на первых порах важна не быстрота, а точность исполнения.
Применяя контурную вышивку на различных вещах, надо особое внимание детей обратить на выбор рисунка, на соответствие его форме и назначению выполняемого предмета, на подбор материала. Попутно следует указать детям на применение контурной вышивки в узбекских тюбетейках, туркменских безрукавках, армянских коврах и т. п. Одной из лёгких первоначальных контурных работ будет выполнение меток на белье и носовых платках.
Обучение вышиванию следует проводить, так же как и в швейных работах, на вещах, которые дети могут использовать в быту и которые не были бы только образцами по вышиванию, непригодными к употреблению, а потому и не представляющими интереса для детей.
Первоначальными работами по вышиванию в основном будут вещи, сшитые детьми в кружке. Это простейшие контурные рисунки и узоры крестом на салфеточках различного назначения, воротничках, нагрудниках и чепчиках малышам, на фартучках, блузках и т. п. Более сложными вещами могут быть коллективные работы для пионерской комнаты — настенная папка для газет, дорожка для этажерки, скатерть на стол и др.
Вязание крючком является одним из простейших видов рукодельных работ, доступных учащимся младшего возраста. Кроме того, вязание полезно для развития левой руки.
В первоначальной беседе ознакомление с материалами, идущими на вязальные работы, следует провести с демонстрацией образцов: учащиеся тут же могут нашить их на картон и сделать надписи (название образца и характеристика материала, из которого он выработан). Этим пособием учащиеся могут пользоваться в процессе работы. Надо ознакомить детей и с технологией выработки пряжи — с процессом прядения — и дать им возможность самим попробовать скрутить нитку или шнурок из хлопка или другого волокна. Необходимо разъяснить учащимся значение правильного соотношения вязального материала и крючка по толщине и другим качествам.
В практической работе надо обратить внимание учащихся на особенности наматывания шерсти на клубок, на способы сохранения её рыхлости и эластичности, а при использовании для вязания старых вязаных шерстяных вещей показать, как надо распускать связанные предметы, как соединять обрывки пряжи.
Процесс обучения техническим приёмам вязания следует начинать с показа правильного положения корпуса, нитки на пальцах левой руки и крючка в правой руке (рис. 105).
Приёмы образования основной петли показаны на рисунке 106.
Основой всякого вязания является «косичка» (рис. 107). Она состоит из воздушных петель. Надо научить детей вязать их, равномерно затягивая, чтобы работа получалась ровной, аккуратной. Связанную «косичку» можно использовать для шнуровки ботинок, на поясок для куклы и т. п.
Самый простой способ вязания — это вязание плотными петлями, или «низкими столбиками». Этот вид можно применять при выполнении таких простейших работ, как тряпочки для захватывания горячей кастрюли (подарок маме), одеяло для куклы и т. п. Вязание низкими столбиками выполняется так: вяжут «косичку» нужной для данной работы длины, а при начале второго ряда работу перевёртывают и делают одну воздушную петлю, чтобы не стянуть внешний край работы. Крючок с последней петлёй пропускают в предпоследнюю петлю «косички», на крючке получаются две петли, через которые и пропускают нитку, подхваченную крючком с указательного пальца левой руки (рис. 107, А)
Когда второй ряд будет доведён до конца «косички», работу перевёртывают и всё проделывают так же, как это делали при выполнении второго ряда вязания. Так вяжут до нужного размера. Вязание тряпочки для захватывания кастрюли заканчивается вязанием «косички», из которой образуют вешалку в виде петли для подвешивания.
Следующей стадией работы будет вязание с накидкой — «высокими столбиками». Для выполнения этого вида в основном применяют те же приемы, что и в предыдущем варианте, но только добавляют накидывание нитки на крючок, показанное на рисунке 108. Детям сообщается, что можно делать и два накида на крючок, отчего столбик будет ещё выше. Практической работой применения «высоких столбиков» могут быть: закладка в книгу, тряпочка для стирания мела с классной доски, шарфик для куклы, кармашек для носового платка малышу, грелка на чайник.
Ознакомившись с основными приёмами вязания, учащиеся могут путём комбинирования уплотнённой вязки и высоких столбиков выполнять несложные кружевные работы (прошивку в наволочку, кружево для сорочки и др.). Практикуясь на простейших работах, в дальнейшем учащиеся смогут перейти к выполнению более сложных рисунков, вязанию по выкройке и по собственному рисунку.
Образование петель при вязании на спицах представляет для начинающих гораздо больше трудностей, чем вязание крючком, и требует от детей большего внимания и навыка в работе. Вначале учащимся бывает трудно удержать петли на скользящей поверхности спиц и овладеть сразу несколькими «инструментами» — спицами. Поэтому при обучении детей рукоделию рекомендуется вязание на спицах вводить после вязания крючком.
Руководитель кружка путём сопоставления готовых изделий поможет учащимся понять разницу в выполнении работ крючком и на спицах, узнать, что чулки, носки, варежки вяжут по кругу (цилиндрическая вязка) на пяти спицах, платки, шарфы, кофточки выполняют прямой вязкой на двух спицах (стальных, костяных или деревянных). Спицы для работы подбирают вдвое толще вязального материала. В зависимости от того, в какой руке держат спицу, условно называют: «правая спица» и «левая спица».
Надо следить, чтобы дети правильно держали работу, правильно пользовались спицами, не выдвигали бы их из петель больше чем на 1—1,5 см, иначе петли будут неровными, а работа приобретёт неправильный и неряшливый вид. Первоначально надо научить детей набирать петли на спицы. Последовательное выполнение этого процесса изображено на рисунках 109, А и Б. Набирать петли следует на две спицы, сложенные вместе, чтобы петли были свободными и удобными для провязывания второго ряда, а также для распределения петель на четыре спицы при вязании по кругу. Для набора петель нитка берётся сложенной вдвое. Длина двойной нитки должна соответствовать количеству петель, которые предполагают набрать.
Практика показывает, что на каждые 20 петель надо брать нитку в одну длину вязальной (чулочной) спицы. Например, если нам требуется набрать 60 петель, то мы отматываем от клубка нитку с расчётом, что она, сложенная вдвое, будет иметь длину трёх вязальных спиц.
Принято в вязании лицевую сторону работы называть «правой» стороной (рис. 110, А), а изнанку — «левой» (рис. 110, Б). Но можно с правой стороны вязать так, что вид работы будет, как с левой, — это зависит от способа захватывания нижи и протаскивания её через петлю. От равномерного чередования «правых» и «левых» петель в одном ряду получается полосатая вязка, так называемая «резинка», которая обычно вяжется вверху паголенка чулок, носков, варежек.
При выполнении некоторых работ детей следует научить «прибавке» и «спуску» петель. «Прибавка» петель показана на рисунке 111, А. Нитка берётся на спицу между петель, чтобы из неё потом вывязать добавочную петлю. А для того, чтобы уменьшить количество петель, употребляется так называемый «спуск» их. Делается это так: правой спицей (рис. 111, Б) захватывают не одну, а две петли и через них пропускают нитку для образования одной петли в новом ряду вместо двух.
Начинать практические работы целесообразнее с плоских вешей, а не с цилиндрических, так как овладеть двумя спицами первоначально легче, чем пятью.
Указанные выше приёмы работ на спицах дают возможность детям выполнять вначале различные мелкие бытовые вещи, а в дальнейшем, после приобретения практических навыков, вязать более сложные и крупные предметы: платки, шарфы, кофточки и т. п.