Практические работы

Учебно-наглядные пособия

Счёты и счётные палочки

См. также главу Самодельные учебные пособия в сборнике
«Умелые руки»

Школьники III—V классов могут сделать для первоклассников простейшие счёты, счётные палочки и кубики (рис. 112).

Круглые «косточки» к счётам можно сделать из катушек от шток или же напилить их из хорошо выстроганной круглой палочки. В середине каждой косточки нужно просверлить отверстие, а края его следует зачистить напильником и стеклянной бумагой.

Готовые косточки нужно окрасить масляной или эмалевой краской или же покрыть их нитролаком в несколько приёмов. При этом десять косточек нужно окрасить в один цвет, а другие десять — в другой.

Подставку для счёт делают из дерева. Её не следует красить теми же красками, которыми красили косточки, а лучше всего покрыть светлым спиртовым лаком. Стойки для косточек нужно сделать из медной или стальной проволоки и зачистить их мелкой наждачной бумагой до блеска.

Ещё проще делать счётные палочки и кубики. Их также следует окрасить в яркие цвета.

Рис. 112. Счёты, счётные палочки и кубики
Рис. 113. Последовательность изменения формы деревянного брусочка при изготовлении указки

Указка

Рис. 114. Полевой метр и его детали:

А — угол среза ноги; Б — способ соединения брусков

Кто не руководил работой кружка «Умелые руки», тот едва ли представляет, с каким интересом делают школьники обыкновенную указку в подарок школе. Интерес этот объясняется тем, что изготовление указки требует немного времени, а в результате работы получается полезная, полноценная вещь, которую может использовать школа.

Для изготовления указки нужен брусочек длиной 100—110 см, сечением 28×28 или 30×30 мм.

Брусочек не должен иметь ни сучков, ни трещин.

Один из лучших материалов для указки — берёза, но годится и сосна, и ель, и липа, и ольха; обработка же таких материалов, как дуб, часто затрудняет школьника.

При изготовлении указки у брусочка нужно сначала прострогать «на конус» четыре грани (рис. 113). Затем нужно строгать рёбра брусочка так, чтобы в результате получился восьмигранник, а потом уже и закруглить их (см. рисунок).

Толстый конец должен иметь форму полушара; для этого его следует опилить напильником.

Готовую указку нужно хорошо зачистить шкуркой или стеклянной бумагой, затем смочить водой, высушить, снова зачистить стеклянной бумагой, а потом покрыть лаком (лучше спиртовым светлым).

Рис. 115. Эккер

А — способ соединения брусков эккера (соединение «вполдерева»); Б — дощечка для крепления крестовины; В — шестик; Г — упорчик для ноги

Метр полевой

Для простейших землемерных работ в поле, на пришкольном участке и в других случаях нередко бывает необходим полевой метр, или, как его называют, «метр-шагалка» (рис. 114).

Его делают из трёх прямослойных брусков прямоугольного сечения. Бруски эти соединяют «вполдерева» и скрепляют гвоздями.

Верхний конец одного из брусков служит ручкой; её следует закруглить.

Готовый метр-шагалку нужно окрасить масляной краской.

Эккер

При разбивке пришкольного земельного участка и в других подобных работах необходимо иметь специальный прибор — эккер (рис. 115).

Упрощённый эккер школьники могут сделать из двух брусочков и одного шестика.

Брусочки нужно соединить под прямым углом «вполдерева» (см. А на рисунке). Снизу, в центре этой крестовины, следует прибить квадратную дощечку (Б) с отверстием посередине её, а на концах крестовины нужно установить тонкие металлические шпильки, необходимые для визирования перпендикулярных линий на местности.

Шестик (В) для эккера нужно выстрогать из бруска; длина его должна быть 120—140 см, а толщина 40—45 мм. На нижнем конце шестика следует сделать упорчик для ноги (рис. 115, Г).

Отвес

Отвес состоит из гирьки и шнура (рис. 116). Гирьку для отвеса школьники могут сделать из свинца путём отливки.

Форму для отливки гирьки делают из двух кусочков древесины мягкой породы. В центре её устанавливают проволочный стержень, верхний конец которого загнут в виде крючка (рис. 116, а).

Работу по отливке гирьки для отвеса производят так же, как и при отливке грузил (см. стр. 186—187).

Ватерпас

Ватерпас делают из двух брусочков и гирьки, подвешенной на нитку (рис. 117). Брусочки соединяют шип. Шип должен плотно входить в гнездо горизонтального бруска, но всё же при сборке необходимо крепить его при помощи столярного клея.

Гирьку для ватерпаса делают путём отливки (подобно тому как отливают гирьку для отвеса), но размеры её уменьшают в 11/2 — 2 раза.

Рис. 116. Отвес

Справа вверху — он же в разрезе. Внизу — две половинки формы для отливки гирьки отвеса: а — проволочный стержень, б — гвозди для скрепления половинок формы

Рис. 117. Ватерпас

Справа — детали ватерпаса

Рис. 118. Геометрические тела, сделанные из картона

А — кант; Б — бумага

Изготовление геометрических тел

См. также главу Куб и параллелепипед в сборнике
«Умелые руки»

Изготовленные геометрические тела (рис. 118) используются как наглядные учебные пособия; полученные при этом умения могут пригодиться школьникам при изготовлении макетов (макет дворца, башни и т. п.).

По этой причине мы даём здесь не только куб и параллелепипед, но и пирамиду, хотя последняя и не будет нужна для учащихся IV и V классов школы как наглядное учебное пособие.

При изготовлении из картона какого-либо геометрического тела прежде всего нужно начертить развёртку его и клапаны, необходимые для склейки (рис. 119).

Практика работы со школьниками показывает, что учащиеся четвёртых классов прекрасно справляются с черчением развёртки куба и других тел только в том случае, если руководитель даёт правильные указания в отношении последовательности приёмов разметки материала по угольнику и линейке (см. «Изготовление куба»).

В то же время при черчении развёртки иногда бывает полезно применение шаблонов. Это может быть необходимо или для ускорения выполнения задания, или с целью показа работы с шаблоном как приём рационализации при массовом производстве.

Шаблоны можно сделать или из тонкой фанеры, или из тонкого мягкого листового металла, а ешё лучше — из целлулоида. Для этого на материал наносится чертёж развёртки, а в углах прокалываются тонкие отверстия.

Рис. 119. Развёртки куба, параллелепипеда и пирамиды

К — клапаны, необходимые для склеивания геометрических тел

Рис. 120. Последовательность вычерчивания развёртки куба (А, Б, В, Г)

Развёртку нужно вырезать вместе с клапанами, а на ней по линиям будущих сгибов сделать надрезы ножом до половины толщины картона. После этого можно приступить к склейке куба, а потом и к окантовке его рёбер (рис. 121).

Сначала нужно окантовать первое ребро, затем второе, третье и четвёртое. Для этого следует применить полоски переплётной бумаги или коленкора шириной в 20 мм, а длиной в 100 мм (рис. 121, А). Затем окантовываются рёбра: пятое, шестое, седьмое и восьмое. В этом случае нужны полоски с двумя срезанными углами (рис. 121, Б). Для окантовки остальных четырёх рёбер следует применить такие же полоски, но со срезанными четырьмя углами (рис. 121, В).

Грани окантованного куба нужно оклеить цветной бумагой, но так, чтобы остались кантики шириной в 3 мм (куски бумаги должны быть размером 94×94 мм).

Рис. 121. Склеивание и окантовка куба.

Слева — заготовка куба, подготовленная для склейки; в середине — вид куба, окантованного полосками бумаги; справа — форма полосок, нужных для окантовки куба

Изготовление куба

Школьникам IV—V классов лучше предлагать чертить развёртку куба на таком листе картона, который обрезан под прямым углом. Последовательность разметки и черчения развёртки в этом случае может быть следующая: сначала нужно отметить карандашом точку а на расстоянии 40 см от правого края картона и при помощи угольника и линейки провести линию аб под прямым углом (рис. 120, А). Затем нужно провести три линии с промежутками между ними в 100 мм (рис. 120, Б), а потом уже и линии вг, де, жз. Клапаны для склейки должны быть 12—15 мм шириной (см. рис. Д), а концы их нужно срезать так, чтобы продолжение этой линии прошло через противоположный угол квадрата (по диагонали), что проверяется при помощи линейки.

Изготовление параллелепипеда

Приёмы изготовления параллелепипеда почти ничем не отличаются от приёмов изготовления куба. Разница заключается лишь в построении развёртки. Последовательность построения её показана на рисунке 122.

Изготовление пирамиды

При изготовлении различных макетов нередко школьнику бывает нужно сделать из картона пирамиду. Развёртки пирамиды могут быть различны. Здесь мы предлагаем наиболее удобную её форму. Преимущество этой формы в том, что школьнику при такой выкройке картона легче сделать пирамиду (реже получается брак при склейке и окантовке её).

Последовательность построения развёртки четырёхугольной пирамиды показана на рисунке 123, А, Б, В.

Сначала школьник должен начертить на картоне циркулей дугу из центра о, радиусом 200 мм. Затем из точки а нужна сделать засечку циркулем при растворе ножек его на 100 мм. Путём засечек последовательно отмечаются и точки в, г, д.

Потом из центра проводятся линии оа, об, ов, ог и од. После этого нужно соединить точки а, б, в, г, д (провести хорды). Затем нужно на одной из этих линий при помощи угольника и линейки начертить квадрат — основание четырёхугольной пирамиды — и разметить клапаны, необходимые для склейки (рис. 123, В).

Дальше работа идёт так же, как и при изготовлении куба: вырезается выкройка, картон надрезается по линиям будущих сгибов, выкройка оклеивается при помощи клапанов, пирамида окантовывается, а грани её оклеиваются плотной цветной бумагой.

Рис. 122. Последовательность построения развёртки параллелепипеда (А, Б, В, Г)
Рис. 123. Последовательность построения развёртки пирамиды и цилиндра:

А — первый приём построения развёртки пирамиды; Б — второй приём; В — третий прием

Приёмы изготовления цилиндра:

Г — склеенный цилиндр; Д — основание цилиндра, оклеенное переплётной бумагой; Е — цилиндр с приклеенными основаниями (подготовлен для оклейки)

Изготовление цилиндра

Цилиндр, сделанный из картона, как и пирамида, нередко бывает необходим школьнику при изготовлении макетов, а иногда и различных приборов.

Выкройка цилиндра — это один прямоугольный кусок картона и два круга.

Способ склейки цилиндра показан на рисунке 123 (Г, Д, Е).

На вырезанные кружки картона наклеивается бумага большего диаметра. Края бумаги разрезаются на отдельные зубчики; затем они отгибаются и приклеиваются к боковой поверхности цилиндра. После этого цилиндр оклеивается цветной плотной бумагой, но так, чтобы остались кантики шириной 3 мм.

Окантовка под стекло

См. также главу Окантовка в сборнике
«Умелые руки»

Окантовка под стекло применяется в школе очень часто. Под стекло окантовывают портреты, рисунки, чертежи, вышивки, аппликации, а также такие объекты, как коллекции листьев, цветов, соцветий, засушенные небольшие растения и т. п.

Для примера приводим здесь окантовку под стекло фотоснимка размером 12×18 см.

Размер стекла для такого фотоснимка должен быть примерно 200×290 мм; картон — немного меньше (в данном случае следует заготовить картон размером 198×288 мм).

На картон накладывается плотная белая или цветная бумага такого же размера (но не приклеивается).

Рис. 124. Окантовка под стекло

А — стекло, окантованное с двух сторон полосками коленкора или бумаги; Б — стекло, окантованное со всех сторон (концы полосок срезаны под углом); В — обратная сторона окантованного стекла; Г — способ крепления подвессок на картоне (а — прорезь для шнура, б — конец шнура, расплетённый на отдельные нити, в — кусок марли, приклеенный поверх концов шнура); Д — гладилка

Фотоснимок приклеивается к бумаге (к подкладке). Для этого он смазывается клеем не по всей поверхности обратной стороны, а лишь по верхнему краю её. Клей накладывается узкой полосой (шириной в 2—3 мм) и непременно очень тонким слоем.

Для окантовки лучше всего применять технический коленкор, но вполне пригодна для этой цели и плотная бумага.

В данном случае для окантовки нужны четыре полоски коленкора или бумаги шириной в 25—27 мм. Две полоски должны быть длиной по 290 мм, а две другие — по 200 мм.

На производстве окантовку производят по способу «от доски». При этом способе мастер наносит жидкий горячий столярный клей на толстое стекло или на фанеру при помощи широкой кисти. Затем он бросает на этот слой клея полоску коленкора или бумаги, удерживая её лишь за конец, а потом поднимает её: от этого броска полоска уже оказалась смазанной ровным слоем клея. Такой полоской мастер и окантовывает стекло.

Познакомить школьников с данным способом окантовки, конечно, нужно, но широко применять его не следует, так как у детей ещё нет необходимой для этого ловкости.

Мы даём здесь другой, более простой способ окантовки.

У заготовленной полоски коленкора или бумаги следует отогнуть по всей длине её край шириной в 6—7 мм, смазать его столярным или декстриновым клеем и приложить к стеклу, а затем и прогладить косточкой — гладилкой (рис. 124, Д).

После этого нужно окантовать другой, противоположный, край стекла такой же полоской (рис. 124, А).

Для окантовки третьего и четвёртого краёв у заготовленных полосок следует предварительно отрезать уголки и уже только тогда можно наклеивать отогнутый край на стекло (см. а на рис. 124, Б).

Затем стекло вместе с фотоснимком и картоном нужно перевернуть на обратную сторону (стеклом вниз) и приклеить полоски к картону, сначала короткие, а потом и длинные. При этом у длинных полосок до приклейки их нужно срезать углы (см. а на рис. 124, Б).

Для подвешивания окантованного под стекло фотоснимка приклеивают тесьму или шнурок. Концы их заклеивают кусочком бумаги (б и в на рис. 124, В).

В тех же случаях, когда стекло большое и тяжёлое, тесьма для подвески крепится на картоне до окантовки. Концы её в этом случае пропускаются в прорезанные на картоне отверстия и заклеиваются полосками марли (рис. 124, Г).

Оформление экспонатов между двумя стёклами

Между двумя стёклами целесообразно оформлять такие экспонаты, которые нужно показать с двух сторон. Это может быть лист папоротника со спорангиями на одной стороне, лист серебристого тополя, цветок виолы, цветок лютика, помещённый рядом с цветком лапчатки гусиной; это может быть и стрекоза, и жук, и створки беззубки, или такие экспонаты, как образцы различных тканей, у которых интересно или необходимо показать лицевую сторону и изнанку. Проще всего оформлять между двумя стёклами тонкие, плоские экспонаты (рис. 125).

Для оформления экспонатов в таких случаях заготовляют два стекла, строго равных по размеру. Их освобождают от пыли и пятен, для чего обычно протирают увлажнённым порошком мела (а иногда и спиртом, при помощи тряпочки). Чистое стекло не следует брать руками за плоскости его, а нужно удерживать за рёбра, так как от прикосновения к плоскостям пальцы оставляют на стекле жирные пятна.

Экспонат помещают между стёклами, затем на рёбра их приклеивают концы прочной нитки или тонкого шнура — (подвеску) (рис. 126, А и 126, Б), а после этого окантовывают стёкла узкими полосками технического коленкора или плотной бумаги.

Рис. 125. Экспонаты, оформленные между двумя стёклами
Рис. 126. Способ крепления нитки-подвески:

А — месте приклеивания концов нитки на двух ребрах сложенных стёкол; Б — место приклеивания концов нитки на одном ребре сложенных стёкол

В одной из полосок канта, до наклейки на стекло, прорезают отверстие и пропускают в него петлю-подвеску. Концы нитки после этого окажутся прикрытыми полоской и после наклейки её будут прочно закреплены на месте.

Как и в других случаях окантовки, при этом способе оформления экспоната у двух полосок срезают углы: получается окантовка «в ус» (рис. 125, Б).

На окантованные стёкла приклеивают этикетку с соответствующим текстом; иногда же этикетку помещают между стёклами ещё до окантовки их.

Экспонаты неплоские, имеющие значительную толщину, оформлять между двумя стёклами несколько сложнее.

Для этого по краям одного стекла наклеивают брусочки или пробковые полоски и только тогда помещают экспонат. Потом его прикрывают другим стеклом и приступают к окантовке.

Используя этот способ оформления экспонатов, школьники могут приготовить такие оригинальные образцы учебных пособий, как «живые диапозитивы». При этом между стёклами помещают действительно живых животных: тлей, мух, тараканов и т. п.1.

1 Например, очень интересную беседу можно провести со школьниками, демонстрируя на экране живых тлей при помощи проекционного фонаря. Их движения, их поведение даже при самостоятельном просмотре школьниками (без пояснений со стороны руководителя) вызывают желание наблюдать.

Оформление раздаточных коллекций под целлофан

См. также главу Оформление коллекций в сборнике
«Умелые руки»

Один из самых простых способов оформления коллекций — это оформление под целлофан.

Экспонат пришивается нитками к бумажной подкладке, а под неё помещается такого же размера тонкий картон. Сверху экспо-нат прикрывается куском целлофана; размер его должен быть больше размера картона на 2—3 см как в длину, так и в ширину. Края целлофана следует подогнуть и приклеить к картой ну. Так оформляют плоские экспонаты (рис. 127, А).

Рис. 127. Оформление экспонатов под целлофан:

А — плоский экспонат, оформленный под целлофан; Б — экспонат, оформленный на выгнутом куске картона; В — экспонат, оформленный с применением швейной машины

Если же экспонат значительной толщины, то при оклейке картон сначала нужно несколько выгнуть и стянуть его с боков целлофаном (рис. 127, Б).

По этому способу можно оформлять для раздаточных коллекций такой материал, как листья, цветы, соцветия, корни растений, а также и такие экспонаты, как створки моллюска, части расчленённого майского жука, коллекцию «Развитие майского жука», «Развитие дубового и тутового шелкопряда» и т. п.

Иногда в школах применяют ещё более простой способ оформления раздаточных коллекций под целлофан.

Экспонат помещают на кусок плотной бумаги и прикрывают сверху куском целлофана, после чего бумагу и целлофан сшивают, прострачивая их по краям на швейной машинке (рис. 127, В).

Этот способ оформления раздаточных коллекций не только прост, но хорош ещё и тем, что занимает очень мало времени. Двое или трое школьников могут за один час оформить сотню и больше экспонатов: один режет бумагу »и целлофан, другой размещает на бумаге экспонаты и прикрывает их целлофаном, а третий сшивает края бумаги и целлофана на швейной машинке.

Панно из сухих цветов и настенные гербарии

См. также главу Папка для гербария в сборнике
«Умелые руки»

Большой интерес вызывает у школьников изготовление декоративных и научных панно и настенных гербариев из сухих цветов и листьев (рис. 128). Декоративные панно школьники часто применяют для украшения помещения школы, пионерской комнаты, квартиры; их часто делают также к 8 марта для подарков. Панно и настенные гербарии могут быть использованы как наглядные пособия.

Панно могут быть разного размера. При изготовлении панно сначала определяется размер стекла, затем вырезается фанера такого же размера (или на 1—2 мм меньше) и подкладка под цветы. В качестве подкладки можно использовать бумагу, суровое полотно, сухой мох, лишайник, а также и более ценный материал — шёлк, бархат и т. п. Цветы и листья размещаются на подкладке, положенной на фанеру, а затем подшиваются или приклеиваются к ней очень маленькими капельками клея. После этого панно прикрывают стеклом и окантовывают техническим коленкором или плотной бумагой.

Ушки для подвешивания панно на стену делаются по-разному: для маленького панно к фанере приклеивается тонкий шнур, для большего же берётся более прочный шнур или шпагат и крепится он на фанере ещё до того, как на него наложена подкладка и цветы (в фанере для крепления шнура просверливаются два отверстия).

Если панно выполняет роль не декоративного, а как научного, то на него наклеивается этикетка.

Рис. 128. Панно из сухих цветов (разные формы)

Как засушивать цветы

Для засушивания лучше брать свежие, только что распустившиеся цветы, так как в них прочнее держатся отдельные части. Укладывать для сушки цветы необходимо сразу же, как только их сорвали. Немного увядшие цветы нужно поставить предварительно в воду, чтобы они оправились.

Рис. 129. Укладка цветов на подушечки из ваты

А — подушечка; Б — цветок, уложенный на подушечку; В — способ укладки георгина на подушечку

Цветы ромашки, поповника, красильной пупавки и другие подобные им засушивают так: сначала берут кусок ваты и пальцами закатывают у него края — получается подушечка величиной немного больше цветка (см. А на рис. 129); в центре подушечки делают отверстие и в него просовывают цветоножку так, чтобы цветок (или соцветие) расположился на поверхности подушечки (рис. 129, Б). Сверху цветок покрывают кусочком промокательной или фильтровальной бумаги, а затем ещё и кусочком ваты.

Заготовленные по такому способу цветы укладывают рядами на лист газетной бумаги и прикрывают двумя-тремя газетами. Сверху помещают второй лист с цветами, снова накрывают двумя-тремя газетами и т. д.

Так можно сложить пять-шесть листов с цветами, затем всю эту кипу нужно положить в гербарный пресс, крепко связать и подвесить в сухом тёплом месте. В жаркие дни хорошее место для сушки — под железной крышей на чердаке. Хорошо также сушить цветы в духовом шкафу с неплотно закрытой дверкой, а ещё лучше — в термостате при температуре 42—43°С.

На следующий день нужно развязать рамки пресса и сменить отсыревшие газеты (газеты с цветами менять не следует). Так меняют бумагу каждый день, пока цветы не высохли.

Сухими цветы становятся через 2—3—5 дней (в зависимости от того, где и как их сушили). В термостате цветы можно высушить за 5—6—8 часов.

Таким способом можно засушивать и астры, и циннии, и георгины, но в их соцветиях под каждый лепесток нужно подложить кусочек ваты или фильтровальной бумаги (рис. 129, В). Стебли георгина сушат отдельно, предварительно расколов их на две части.

Только что распустившиеся цветы лютика, земляники, дельфиниума, лапчатки, анемона, белозора, виолы и другие, содержащие небольшое количество влаги, засушивать значительно проще. Для этого на половине листа газетной бумаги нужно разложить очень тонкий слой ваты (1—2 мм), на неё уложить рядами хорошо расправленные цветы и закрыть их второй половиной листа.

Затем применяется тот же способ: лист с цветами прикрывают двумя-тремя газетами, снова помещают лист с цветами и т. д., всю кипу зажимают в пресс для просушки.

Таблички для раздаточных коллекций

Одна из лёгких и полезных работ с применением картона и бумаги — это изготовление табличек для раздаточных коллекций (например, коллекции листьев, соцветий, «Глина и её применение», «Металлы и сплавы» и т. п.).

Для таблички (рис. 130) нужно заготовить картон размером 150×110 мм, бумагу переплётную (180×140 мм) и бумагу белую или цветную, плотную (140×100 мм).

Разметку материала для данной работы можно производить по угольнику и линейке, но для малоопытных школьников следует иногда рекомендовать разметку по шаблону, сделанному из фанеры или листового металла (жести, алюминия и т. п.).

Вырезанный картон нужно оклеить переплётной бумагой. Как правило, принято смазывать клеем бумагу, а не картон, но в данном случае удобнее делать так: положить на прикрытый газетой стол заготовленную переплётную бумагу лицевой стороной вниз (рис. 131, А), на неё наложить картон, смазать картон клейстером, перевернуть его и положить смазанной стороной на то же место — на середину куска переплётной бумаги. Затем наклеенный картон нужно прикрыть куском газеты и хорошо, сильно прогладить тряпкой с одной, а затем и с другой стороны.

Рис. 130. Образец таблички1 для раздаточных коллекций

А — экспонат, пришитый ниткой к подкладке; Б — подкладка; В — этикетка

Рис. 131. Изготовление таблички для раздаточных коллекций:

А — так картонка наклеивается на бумагу; Б — так нужно срезать углы бумаги; В — края бумаги подогнуты и приклеены; Г — лицевая сторона таблички до наклейки экспоната

1 Здесь мы даём наиболее распространённый размер таблички, но нередко могут быть необходимы таблички и других размеров.

После этого нужно срезать углы переплётной бумаги под 45° (рис. Б), а оставшиеся полосы бумаги подогнуть и приклеить к картону (рис. В). Затем наклеивается заготовленная ранее белая или цветная плотная бумага, и табличка готова (рис. Г).

На табличку помешается экспонат. Его сначала обычно пришивают ниткой или тонкой проволокой к подкладке из толстой бумаги, а последнюю приклеивают к табличке. Под экспонатом наклеивается этикетка с соответствующим текстом (рис. 130).

Табличку с экспонатом полезно прикрыть куском целлофана; края его приклеиваются с обратной стороны таблички. Прикрытая целлофаном табличка не пылится, а экспонат (листья, цветы, соцветия и т. п.) меньше подвергается повреждениям.

Фотогербарий

Рис. 132. Фотоотпечаток листа рябины

Фотогорбарием называют коллекцию фотоснимков листьев растений; его можно сделать без применения фотоаппарата (рис. 132). Для этого нужна фотобумага (лучше всего глянцевая № 3), проявитель и закрепитель. Работу проводят в тёмной комнате при красном или желтом свете. Процесс получения фотоснимка без применения фотоаппарата заключается в следующем; на чистую поверхность стола помещают фотобумагу эмульсионным слоем вверх; на неё кладут лист растения, прикрывают его стеклом и освещают несколько секунд дневным или искусственным светом (в этом случае удобно пользоваться карманным фонариком). Длительность освещения лучше всего можно определить путём опыта, так как она зависит от качества бумаги и от силы света.

После этого фотоснимок проявляют обычным при таких работах способом и закрепляют изображение. Готовый фотоотпечаток нужно промыть и высушить.

Фотоснимок листа можно окрасить в зелёный цвет. Для этого ещё до просушки отпечаток протирают зелёной тушью при помощи тампона из ваты.

Фотоснимки можно изготовлять и не в затемнённой комнате, а на дневном свету, но для этого нужна дневная (аристотипная) фотобумага и копировальная рамка. При получении фотоснимка на дневной бумаге лист растения помещают на стекле копировальной рамки, прикрывают его фотобумагой, затем крышкой рамки, но всё это делают в затемнённом месте. Затем рамка выставляется на свет на несколько минут. Необходимо контролировать готовность отпечатка, а для этого следует унести рамку в затемнённое место и, отвернув край бумаги, проверить степень её потемнения.

Когда отпечаток готов, фотобумагу опускают в раствор закрепителя. Это может быть вираж-фиксаж или же водный раствор гипосульфита (на стакан воды две чайных ложки гипосульфита).

В закрепителе изображение через несколько минут ослабнет; тогда его кладут на 25—30 минут в проточную воду, а потом окрашивают зелёной тушью при помощи ваты и сушат.

Наглядные пособия и другие работы из папье-маше

См. также главу Работа с папье-маше
См. также главу Изделия из размельченной бумаги и бумажной массы в сборнике
«Умелые руки»

Из папье-маше школьники могут сделать много наглядных пособий для уроков русского языка, арифметики, естествознания, географии, истории и т. д. Работы из папье-маше найдут применение также и при оформлении праздников, карнавалов и во многих других случаях. Здесь даётся лишь несколько примерных простых образцов изделий из папье-маше, различных по приёмам работы.

Блюдце из папье-маше

Изготовление блюдца — это в данном случае работа из папье-маше по готовой форме.

Форму — блюдце, тарелку и т. п. — нужно положить в перевёрнутом виде на кусок фанеры или картона и облепить хорошо смоченными кусочками бумаги. Их укладывают так, чтобы один кусочек немного прикрывал бы другой, соседний, подобно черепице (рис. 133, А). Крайние кусочки при этом должны несколько спускаться с формы на подкладку.

Прилепленные кусочки тщательно приглаживают, для того чтобы они плотно облегали форму во всех неровностях поверхности её — как на выступах, так и в углублениях.

Рис. 133. Изготовление блюдца из папье-маше:

А — наклеивание кусочков бумаги на поверхность формы; Б — обрезывание края блюдца из папье-маше; В — блюдце из папье-маше

Облепленную мокрой бумагой форму оклеивают такими же небольшими по размеру кусочками бумаги, но уже смоченными не водой, а клейстером или клеем. Для того чтобы при вторичной оклейке не было пропусков, т. е. чтобы не спутать кусочки первого и второго слоя, бумагу в этот раз берут другого цвета. Если же в распоряжении работающего имеется только один вид бумаги (например, старые газеты), то кусочки бумаги для первого слоя укладывают так, чтобы все строчки шрифта были в одном направлении, а во втором слое строчки должны быть в направлении, перпендикулярном первому.

Так наклеивают на форму восемь-десять слоёв кусочков бумаги и каждый слой хорошо приглаживают. Затем оклеенную бумагой форму оставляют для просушки. Когда бумага высохнет, её снимают с формы — это и будет блюдце из папье-маше.

Края у такого блюдца обрезают ножницами (рис. 133, Б), а затем окантовывают, но не одной полосой бумаги, а кусочками её.

Поверхность блюдца грунтуют клеевой белой краской (столярный клей с хорошо растёртым мелом), а когда она высохнет, прочищают шкуркой, снова грунтуют, сушат и тогда уже окрашивают и наносят рисунок (рис. 133, В). Темы для рисунка могут быть различны. Интересны, например, несложные русские орнаменты и орнаменты народностей СССР.

После раскраски блюдце покрывают светлым спиртовым лаком.

Рис. 134. Крынка из папье-маше

Справа — половинки формы из папье-маше, подготовленные для склеивания

Крынка из папье-маше

Изготовление крынки из папье-маше по приёмам работы почти не отличается от изготовления блюдца. Разница лишь в том, что освободить форму в этом случае сложнее: слой папье-маше приходится разрезать на две симметричные части (рис. 134). Затем эти снятые с формы половинки склеивают столярным клеем, шов оклеивают для прочности полосками бумаги, грунтуют поверхность изделия, зачищают и окрашивают.

Голубь из папье-маше (рис. 135)

Эта и подобные ей работы относятся к работам из папье-маше по формам, которые предварительно изготовляют специально для этой цели. Обычно материалом для изготовления формы служит глина и пластилин. Форма для этих работ делается или цельная, или же половинного объема — барельефная (рис. 136, А). Последняя проще в изготовлении, и по ней легче работать.

Приготовленную глину сначала нужно хорошо промесить, скатать в шар, а затем с силой бросить на подкладку (фанеру, кусок картона и т. п.). После этого можно приступить к лепке.

Нередко школьники и даже взрослые не решаются приступить к этой работе, утверждая, что у них нет соответствующих способностей, но практика показывает, что часто это лишь несмелость, нерешительность.

Рис. 135. Муляжи голубей из папье-маше
Рис. 136. Изготовление формы голубя из папье-маше:

А — оклейка глиняной формы кусочками бумаги; Б — приём разрезывания глиняной формы при помощи тонкой проволоки

Когда форма готова, по ней сразу же можно начинать работать (рис. 136, А). Процесс работы в этом случае такой же, как и при изготовлении блюдца из папье-маше (см. стр. 160).

Если необходимо сделать из папье-маше голубя не в барельефном изображении, а в полном объёме, то модель-форму его, сделанную из глины, лучше сначала разрезать на две симметричные части при помощи тонкой проволоки (рис. 136, Б).

Затем нужно сделать из папье-маше отдельно каждую половину голубя. Когда слой папье-маше высохнет, обе половинки его надо снять, а затем обрезать ножницами края и подогнать половинки одну к другой.

Для тщательной подгонки срезанные края следует пошлифо-вать о шкурку или стеклянную бумагу, положенную на плоскую доску или фанеру.

Хорошо подогнанные половинки папье-маше нужно склеить столярным клеем, а для большей прочности по шву наклеить кусочки бумаги.

Так получится форма голубя из папье-маше. Её нужно хорошо зачистить, загрунтовать, раскрасить и покрыть лаком.

Рис. 137. Изготовление муляжа яблока:

А — яблоке со вставленными в него тонкими жестяными пластинками; В — яблоко помещено в картонную коробку (подготовлено для заливки раствором гипса); В — две части гипсовой формы до удаления из них яблока

Муляж яблока

Одна из интересных тем при изготовлении муляжей — это изготовление образцов плодов мичуринских сортов. Сделать копию таких плодов путём оклеивания их бумагой невозможно, так как, во-первых, при этом несколько увеличится объём, а во-вторых, не удастся получить характерные особенности формы во всех её тонкостях. В таких случаях сначала делают форму из гипса с оригинала (в данном случае с яблока).

Для этого сначала по средней линии яблока в его мякоть вставляют пластинки, сделанные из тонкой жести (рис. 137, А). Затем берут специально для этого приготовленную картонную коробочку, наливают в неё разведённый в воде гипс слоем 3—5 см, потом погружают в раствор яблоко (рис. 137, Б) и сразу же заливают его таким же раствором так, чтобы поверхность гипса была на 3—4—5 см выше яблока.

Когда гипс затвердеет, коробочку раскрывают или разрезают к удаляют из яблока жестяные пластинки.

После этого форму легко разделить на две части, для чего нужно лишь тонким ножом, сделанным из жести, разрезать серддевину яблока или распилить её тонкой проволокой (рис. 137, В).

Из получившихся половинок формы удаляют куски яблока, а внутреннюю поверхность её протирают тальком или мылом, а потом приступают к изготовлению муляжа из папье-маше.

Для этого на внутреннюю поверхность формы накладывают мокрые куски бумаги, подобно тому как это делают при изготовлении из папье-маше блюдца, тщательно приглаживают их, а затем наклеивают второй, третий, четвёртый, пятый и шестой слои из таких же кусочков бумаги. Когда слой папье-маше высохнет, его извлекают из формы.

Так получают муляж яблока, состоящий из двух частей. Их нужно склеить в один цельный муляж, загрунтовать, окрасить и покрыть лаком.

Рис. 138. Макет вулкана:

А — оклейка остова макета (а — жгуты из бумаги); Б — готовый макет вулкана; В — основание для макета «действующего» вулкана (а — шнур электропроводки; б — резиновая трубка — дымопровод)

Макет вулкана

При изготовлении этого макета из папье-маше сначала вырезают из куска картона грубо сделанную развёртку усечённого конуса, затем свёртывают её и приклеивают на кусок фанеры (рис. 138, А).

Для того чтобы получить на «вулкане» неровности, изображающие потоки лавы, берут бумагу, смачивают её клейстером или клеем и делают из неё жгуты. Такие жгуты наклеивают там, где нужно показать поток лавы или складки, получившиеся при остывании её.

После этого остов «вулкана», жгуты и всю поверхность фанеры оклеивают небольшими кусками бумаги, затем макет сушат, зачищают, грунтуют, окрашивают и покрывают лаком. Так делают макеты «потухших вулканов».

Можно также сделать макет и «действующего вулкана» (рис. 138, Б).

Для этого на фанере, в центральной части её, заранее нужно установить электрическую лампочку и рядом с ней вставить резиновую трубку (рис. 138, В), а когда «вулкан» будет готов, по краям «кратера» его нужно приклеить узкие ленточки папиросной бумаги, окрашенные в красный и жёлтый цвета.

Если через резиновую трубку пустить под вулкан струю дыма и осветить её лампочкой, то окрашенные лёгкие бумажные ленточки подымутся из кратера и будут шевелиться в клубах выходящего дыма. Эффект при показе «действующего вулкана» будет полнее, если его демонстрировать в полузатемнённом помещении.

Макет горы

Для изготовления этого макета берут кусок фанеры и на нём устанавливают каркасы будущих «гор».

Эти каркасы можно сделать из вертикально и наклонно установленных палочек, мягкой проволоки, кусков картона и т. п. (рис. 139).

Каркас обтягивают марлей или тряпкой в несколько слоев — получается остов будущих гор.

Затем по поверхности остова размещают и приклеивают жгуты из пропитанной клейстером бумаги, а потом всё это оклеивают кусочками бумаги в 6—10 слоев, подобно тому как это делают при изготовлении блюдца из папье-маше.

Если под «горою» нужно изобразить «озеро», то в соответствующем месте помещают кусок бумаги голубого цвета, прикрывают его целлофаном или стеклом, края которого затем приклеивают к основанию кусочками бумаги. После этого макет грунтуют белой клеевой краской (клей с мелом) и раскрашивают.

Если на макете нужно изобразить «луга», то в этих местах его поверхность смазывают столярным клеем и посыпают древесными опилками, окрашенными в зелёный цвет.

Если же нужно изобразить «песчаную пустыню», то по смазанной клеем поверхности рассыпают песок. Деревья и кустарники на макете можно сделать из сухого мха, а ещё лучше — из разорванных кусков люфы; их перед этим окрашивают красками, которые применяются при окрашивании хлопчатобумажных или шерстяных тканей.

Подобно макету «Горы», теми же приёмами можно сделать и такие макеты, как «Дельта реки», «Овраг», «Дюны», «Долина» и т. п.

Рис. 139. Макет горы. Внизу — каркас для макета, сделанный из брусочков, проволоки и кусков картона
Рис. 140. Макет «Геологическое обнажение»

Приёмы работы несколько отличаются при изготовлении макета «Геологическое обнажение» (рис. 140). В кусок фанеры вбивают мелкие гвоздики и затем на них насаживают пропитанные клеем или клейстером бумажные жгуты — вплотную, один к другому, начиная снизу. Эти жгуты затем окрашивают красками гуашь разного цвета, изображая этим разные слои обнажения (глину, мергель, конгломерат, песчаник и т. п.).

Сверху на макете размещают «деревья» и «кустарники», а на фанере, если это нужно, дают фон: небо, лес, луга.

Из дополнительных материалов при изготовлении этого макета можно применить окрашенные древесные опилки, песок и камни. Их наклеивают на жгуты, из которых сделан макет. Готовые макеты обычно помещают в ящик или полуящик с застеклённой боковой и передней стенками.

Колесо-вертушка

Для демонстрации опыта, показывающего, что воздух при нагревании устремляется вверх, можно сделать несложный прибор — вращающееся колесо с бумажными колпачками (рис. 141).

Колпачки насаживают на тонкие спицы; их делают из проволоки или из лучинок. Спицы укрепляют в цилиндрической ступице колеса, сделанной из пробки; в неё вставляют стеклянную трубочку. Ось колеса-вертушки делают из гладко зачищенной проволоки.

Прибор колесо-вертушку можно демонстрировать, пользуясь для этого электролампой и даже нагретым камнем, помещённым в консервную банку, установленную под колесом-вертушкой.

Прибор для опытов по расширению тел при нагревании

Подобный несложный прибор школьник может сделать за один час.

Существенно, чтобы кольцо для этого прибора имело правильную круглую форму и чтобы расстояние между шпильками (рис. 142) было бы равно диаметру кольца. Подставку для прибора следует полакировать, а кольцо и шпильки отшлифовать наждачной бумагой.

Рис. 141. Колесо-вертушка

А — колпачок из бумаги; Б — пробка — ступица колеса; В — трубка; Г — ось, сделанная из проволоки

Рис. 142. Прибор для опытов по расширению тел при нагревании:

А — металлическое кольцо; Б — шпилька; В — подставка; Г — подпорка подставки

Прибор для сравнения линейного расширения тел при нагревании

При помощи такого прибора можно сравнить линейное расширение различных металлов (проволока) при нагревании и определять степень расширения металла (проволоки) от степени нагрева (рис. 143).

Подставку для прибора можно сделать из дощечки или толстой фанеры, стойки — из брусочков, стрелку и скобочку — из тонкой белой жести, штифтик — из гвоздика (без шляпки), а шкалу — из тонкой фанеры, оклеенной белой бумагой или же из белой пластмассы.

Ролик лучше всего было бы сделать из стекла, но можно также сделать его и из хорошо поддающейся шлифовке пластмассы, металла и т. п. Стрелку для большей жёсткости нужно сделать в форме полутрубки. Острый конец стрелки делают плоским, а другой конец её следует сделать двойным (см. эту деталь на рисунке).

У готового прибора деревянные части следует покрыть лаком и отполировать политурой, а стрелку и скобу прочистить тряпочкой с меловым порошком.

Рис. 143. Прибор для сравнения линейного расширения тел от нагревания

Внизу — деталь конца стрелки прибора с отверстиями для оси (Ж) и с отверстиями для крепления нитки

Основные части прибора: А — проволока, подлежащая испытанию; Б — нитка, удерживающая проволоку; В — стрелка, показывающая степень расширения металла;
Г — шкала; Д — штифтик для закрепления проволоки; Е — ролик; Ж — ось стрелки; 3 — подставка; И — стойка; К — скобка

Звёздные часы

См. также главу Звездные часы в сборнике
«Умелые руки»

Для определения времени по звёздам школьники могут сделать простой прибор — звёздные часы.

Для этого, пользуясь готовым шаблоном (лучше из целлулоида или тонкого листового металла), на картоне, оклеенном белой бумагой, нужно начертить два круга (рис. 144, А и Б) и разметить их так, как показано на рисунках.

После этого оба круга нужно вырезать, сложить вместе (рис. 144, В) и скрепить в центре болтиком или проволочкой так, чтобы малый круг можно было вращать по большому.

Если мы повесим этот прибор на палец левой руки, а правой рукой повернём малый круг и установим его так, чтобы Большая Медведица заняла по отношению к Полярной звезде такое же место, какое она занимает в это время (под Полярной звездой, или над ней, или сбоку), то прибор нам покажет время суток.

Рис. 144. Звёздные часы:

А — малый круг; Б — большой круг; В — готовый прибор

Буквы из фанеры

Рис. 145. Образцы шрифта для выпиливания и выжигания

При изготовлении учебно-наглядных пособий по русскому языку, а также при оформлении выставочных щитов, плакатов и стенных газет нередко используют сделанные из фанеры буквы различных шрифтов. Для оформления щитов буквы и цифры окрашивают обычно бронзовым и алюминиевым порошком или же красками (гуашь, масляной, эмалевой), а уже после этого их наклеивают на поверхность щита.

При оформлении плакатов и стенных газет буквы и цифры, сделанные из фанеры, используют главным образом как шаблоны, по которым быстро и аккуратно можно разметить текст.

Выпиленными из фанеры буквами школьники могут также пользоваться при оформлении выставочных щитов, применяя для этого способ выжигания.

Во всех подобных случаях требуется значительное количество букв разного размера. Школьники могут выпиливать их из фанеры при помощи лобзика. Если пилка у лобзика достаточно прочна, можно выпиливать одновременно 2—3 одинаковые буквы или цифры, для чего куски фанеры следует сбить маленькими гвоздиками.

Наиболее распространённый, удобный для выпиливания шрифт дан на рисунке 145.