Самоделки для рабочего уголка

Ручки для стамески, шила и отвёртки

См. также главу Инструменты и материалы в сборнике
«Умелые руки»

Школьнику, имеющему личный рабочий уголок, неизбежно придётся время от времени изготовлять ручки для своих инструментов — для стамески, долота, отвёртки и шила (рис. 242).

Ручку для стамески можно сделать при помощи рубанка, ручки же для шила и отвёртки школьнику придётся делать, применяя для обработки материала нож, рашпиль и напильник. У ручки для стамески нужно закруглить рёбра или срезать фаски. У ручки для отвёртки по бокам нужно состругать рубанком бока.

Металлические колечки для ручек школьники могут согнуть из полоски жести (руководитель при этом имеет возможность познакомить школьников с приёмами пайки металлов).

Отверстия в ручке для хвоста стамески и отвёртки можно или засверлить буравчиком или же прожечь накалённой проволокой. В связи с работой по изготовлению ручек полезно со школьниками провести экскурсию на производство и показать им приёмы работы на токарных станках по дереву и металлу.

Рис. 242. Форма ручек для шила стамески и отвёртки
Рис. 243 Кольца из полоски жести

Кольца для ручек

Кольца для ручки стамески, шила и отвёртки школьники могут сделать из полосок жести. Последовательность приёмов изготовления кольца из полоски жести показана на рисунке 243 (А, Б, В, Г, Д, Е).

Концы у полоски при изготовлении кольца соединяются «взамок» (см. Е); его нужно сплющить молотком на железном стержне, а шов кольца после этого следует спаять оловянно-свинцовым припоем (см. стр. 105).

Упорчик для поперечной распиловки брусков и дощечек

Пользуясь упорчиком при распиловке брусков и дощечек, школьник значительно облегчает себе работу, а поэтому как в рабочей комнате школы, так и в личном рабочем уголке школьника такой упорчик необходимо иметь.

Конструкция упорчика проста (рис. 244), а изготовление его займёт 1—11/2 часа. Размеры упорчика могут быть различны. Части его следует скреплять столярным клеем и шурупами.

Рис. 244 Упорчик для поперечной распиловки брусков и дощечек
Рис. 245. Лучковая пила с полотном от слесарной ножовки

Справа — нижний конец бруска лучковой пилы (А — косой пропил для вставки полотна, Б — отверстие для шпильки)

Лучковая пила

Хорошую лучковую пилу для рабочего уголка школьника можно сделать из полотна слесарной ножовки (рис. 245).

Такую пилу можно использовать для распиловки фанеры, брусков и нешироких досок.

Станочек для пилы нужно сделать из брусочков твёрдой породы дерева (берёзы, дуба, клёна и т. п.). Размеры брусочков указаны на рисунке.

В нижнем конце каждого брусочка нужно сделать косой пропил (рис. 245, А) и просверлить отверстие для шпильки (рис. 245, Б).

В верхнем конце этих брусочков нужно вырезать зарубку для крепления шпагата.

Брусок для распорки (средник) должен быть сечением 20×30 мм. По концам его нужно сделать проушины с таким расчётом, чтобы в них плотно входили брусочки лучка. Для натяжения пилы применяют шпагат и планочку-закрутку.

Стусло

Стусло применяется для распиловки брусков и нешироких дощечек под углом 90 и 45°. Оно необходимо для работы как в рабочей комнате школы, так и в личном рабочем домашнем уголке школьника.

Стусло состоит из трёх дощечек, соединённых и скреплённых в виде корытца. В стенках его делают пропилы: один под прямым углом и два под углом 45° (рис. 246).

Скреплять доски лучше всего шурупами, предварительно смазав столярным клеем места касания дощечек.

Для распиловки брусок или доску помещают в корытце стусла, а полотно пилы — в пропилы его боковых стенок.

Для распиловки дощечек и брусков полезно иметь и другое приспособление, изображённое на рисунке 247.

Рис. 246. Стусло для распиливания брусков под углом 90 и 45°
Рис. 247. Приспособление для поперечного пиления
Рис. 248. Кругорез:

А — брусок; Б — центровой стержень; В — нож. Справа — деталь кругореза (Г — пропил для ножа; Д — пластинка, придающая устойчивость ножу)

Кругорез

Нередко при изготовлении различных самоделок школьнику бывают необходимы фанерные круги разных размеров.

Правильные круги из фанеры легко можно вырезать при помощи специального несложного инструмента — кругореза.

Он состоит из бруска с рядом сквозных отверстий, ножа и центрового шилообразного стержня. Брусок должен быть сделан из древесины твёрдой породы (дуба, клёна, бука и т. п.).

Устройство кругореза видно на рисунке 248. Нож для кругореза можно сделать из обломка полотна слесарной ножовки.

В бруске для ножа нужно пропилить канавку (рис. 248, Г), а сбоку бруска, против канавки следует привинтить шурупами металлическую пластинку (рис. 248, Д), чтобы придать большую устойчивость ножу. Ручка ножа должна быть мягкой, а поэтому её нужно обмотать тесьмой.

При вырезывании круга из фанеры левой рукой придерживают центровой стержень, а правой рукой вращают кругорез, слегка нажимая на ручку ножа.

Нож для картонажных работ

Из обломка полотна слесарной ножовки легко сделать очень удобный, хороший нож для картонажных работ (рис. 249).

Обломок пилы нужно заточить на наждачном точиле, но при этом нужно опасаться перегрева стали; во избежание этого во время заточки полотно ножовки следует окунать в воду.

У тупого конца ножа нужно проточить четыре канавки (рис. 249, К), они необходимы для креплении ручки.

Ручку можно сделать из распиленного вдоль сучка дерева (рис. 249, В). Её нужно закрепить на ноже при помощи проволоки, а потом следует обмотать тесьмой.

Рис. 249. Нож для картонажных работ

А — готовый нож; Б — стальная пластинка для ножа из обломка полотна слесарной ножовки; В — ручка для ножа, сделанная из сучка или из бруска дерева

Рис. 250. Пинцет

А — разметка полоски жести для изготовления пинцета

Пинцет

Пинцет необходим юным ботаникам для занятий при препарировании цветка, а нередко и в других случаях. Сделать его можно из обычного кровельного листового железа. Сначала нужно разметить полоску железа (рис. 250, А), потом опилить её напильником, а затем уже согнуть полоску посередине.

Для большей прочности у пинцета можно (но не обязательно) просверлить отверстие и поставить заклёпку (рис. 250, а).

Готовый пинцет нужно отшлифовать наждачной бумагой до блеска. Можно его, кроме того, «поворони́ть», т. е. придать поверхности его чёрный цвет. Для этого пинцет следует нагреть докрасна и быстро протереть тряпкой, пропитанной растительным маслом.

Рис. 251. Клееварка

А — конструкция подставки для внутренней банки клееварки

Рис. 252. Подставка для паяльника

Справа — седло подставки; внизу — разметка куска проволоки при изготовлении подставки для паяльника

Клееварка

Изготовление школьниками клееварки полезно, во-первых, потому, что она совершенно необходима для личного рабочего домашнего уголка каждого школьника, а во-вторых, ещё и потому, что в этой работе представляется возможность на простом примере познакомить учащихся с применением зубила.

Клееварку можно сделать из двух консервных банок разного диаметра (рис. 251). В нижнюю, наружную банку при варке клея наливается вода, а в другую — внутреннюю — помещается размоченный в воде столярный клей.

На дно наружной банки (под дно внутренней) нужно положить подставку, сделанную из кровельного железа (рис. 251, А).

Рис. 253. Ящик для гвоздей

Внизу — план ящика

Лопасти (ножки) подставки легко сделать при помощи зубила. Если же железо тонкое, то их можно сделать и при помощи кровельных ножниц.

Ручку для клееварки обычно делают из кривого сучка дерева. На конце сучка делают небольшой пропил.

Подставка для паяльника (рис. 252)

Седло подставки для паяльника делают из железной проволоки толщиной 3—5 мм. Проволоку сначала отрезают, затем слегка расплющивают по всей её длине ударами молотка на наковальне, а потом размечают места сгиба.

Сгибать проволоку нужно сначала по меткам А—А, затем по меткам Б—Б, по меткам В—В и, наконец, по меткам Г—Г.

Готовую проволочную подставку для паяльника нужно зачистить наждачной бумагой и укрепить на дощечке при помощи двух скобочек, согнутых из гвоздей с отрезанными шляпками.

Ящик для гвоздей

Ящик для гвоздей — один из необходимых предметов оборудования рабочего уголка школьника. Целесообразно сконструированный ящик приучает юного мастера к порядку и помогает создать удобства в работе.

Для хранения разного размера гвоздей в ящике следует сделать несколько отделений, а для переноски ящика нужна ручка (рис. 253). Отдельные части его крепятся на гвоздях.

Готовый ящик следует окрасить морилкой и покрыть воском, а потом полакировать.

Разборный сшивальный станок

См. также главу Для школьной и личной библиотеки (переплётные работы)
См. также главу Переплетные работы в сборнике
«Умелые руки»

Для рабочего уголка школы и для своего домашнего рабочего уголка каждый школьник может изготовить сшивальный станочек для переплетания книг. При помощи такого станка можно по всем правилам переплетать книги, комплекты журналов, общие тетради.

Сшивальный станок даёт возможность юному мастеру или группе юных мастеров по-настоящему изучить переплётное дело. Имея сшивальный станок и некоторые другие несложные самодельные приспособления и инструменты, можно научиться одевать книги в прочные и красивые переплёты.

Здесь рассказано об устройстве двух очень простых разборных сшивальных станочков. Они удобны для работе, переноски и хранения. Для рабочего уголка школы нужно изготовить несколько станочков. Разобранные и сложенные в стопку, они займут совсем мало места и могут храниться в шкафу или в ящике стола.

Для изготовления разборного сшивального станка нужен прямоугольный кусок четырёх-пятимиллиметровой фанеры размером 350×190 мм (рис. 254), два брусочка из древесины твёрдой породы (дуба, клёна или берёзы) длиной 230 мм и сечением 25×15 мм (Б) и одна планка из фанеры размером 350×30 мм (В).

На концах брусочков нужно сделать пропилы — проушины — такой ширины, чтобы в них плотно входила фанера. Проушины нужно сначала разметить по угольнику с применением рейсмуса, затем запилить мелкозубой ножовкой, а после этого выдолбить узкой стамеской.

В фанерном основании и в планке нужно разметить, запилить и выдолбить гнёзда для стоек (рис. 254, Д, Е).

Рис. 254. Разборный сшивальный станок

Внизу — детали. А — основание; Б — стойка; В — верхняя планка; Г — проушина; Д и Е — гнёзда для крепления стойки; Ж — отверстия для шпагата

Рис. 255. Общий вид и отдельные детали разборного сшивального станка простейшей конструкции

Вдоль передней кромки фанерного основания на расстоянии 10—12 мм от края нужно просверлить пять отверстий диаметром 3—4 мм (рис. 254, Ж); расстояние между отверстиями должно быть 35—40 мм. Такие же отверстия нужно просверлить и в фанерной планке.

Ввиду того, что отверстия в основании и отверстая в планке у станочка должны быть на одной вертикали, сверлить их следует одновременно, сложив для этого планку и основание вместе. К фанерному основанию станка вдоль задней его кромки нужно приклеить и прибить брусочек сечением 30×30 мм (рис. 254, К).

Готовые части станка следует зачистить шкуркой или стеклянной бумагой, окрасить морилкой, просушить и покрыть светлым спиртовым или масляным лаком.

Разборный сшивальный станочек можно сделать ещё более простой конструкции (рис. 255). Для его изготовления нужна фанера (такая же, как и для станочка, описанного выше), толстая стальная проволока толщиной 5—6 мм и четыре деревянных кубика (для ножек). Кубики нужно подклеить под углы фанерного основания (рис. 255, А). В основании просверливают два отверстия для крепления проволочной стойки (рис. 255, Б). Отверстия эти проходят и в ножки (кубики), но не должны быть сквозными.

В основании станка нужно просверлить ещё пять отверстий для крепления шпагата.

Проволоку следует изогнуть в виде буквы П (рис. 255, В) и установить концами в отверстиях основания сшивального станка.

Деревянные части станочка покрываются лаком, а проволочные стойки прочищаются наждачной бумагой до блеска.