Чертеж — язык техники. По чертежам инженер, техник, квалифицированный рабочий разбирается в устройстве любого механизма; по чертежам изготовляют простые и сложные детали каждой машины. Члены кружка «Умелые руки» еще не занимаются в школе черчением. Они начнут чертить только в 6-м классе на уроках геометрии, а с техническим черчением познакомятся позже — начиная с 7-го класса. Однако в кружке им уже придется часто пользоваться упрощенными чертежами и техническими рисунками (эскизами) разных изделий. Много таких чертежей и рисунков напечатано и в этой книге. Вот почему членам кружка необходимо научиться читать упрощенные чертежи и понимать условные обозначения на них.
На любом чертеже жирными, контурными линиями обозначаются контуры предмета. Иногда на чертеже встречаются прерывистые линии — пунктирные, состоящие из отдельных черточек. Такими линиями обозначают контуры предмета, которые не видны при взгляде на него снаружи или с какой-нибудь одной стороны, так как они спрятаны внутри предмета или закрыты от глаз, например, его передней стенкой.
Самые тонкие линии на чертеже называются размерными: они показывают размеры предмета. На концах такой линии есть стрелки. Они соединяются пунктирными черточками с контуром предмета. Размерная линия посредине обычно разрывается, и в разрыве ее ставится цифра. По правилам черчения все размеры на чертежах указываются в миллиметрах, поэтому рядом с цифрами буквенные обозначения мер не проставляют. Цифра на размерной линии показывает, сколько миллиметров от острия одной стрелки до острия другой.
Очень маленькие расстояния обозначают без размерной линии, а порою двумя стрелками с цифрой между ними. Рядом с обозначением диаметра (толщины) круглого стержня или отверстия часто ставят значок, похожий на букву «Ф»: кружочек, перечеркнутый косой линией. Такой значок показывает, что на чертеже изображен круглый предмет.
Рис. 61. Обозначения на чертежах и эскизах. |
Иногда, особенно по изделиям из бумаги и картона, вместо чертежа готовой вещи дается развертка ее. Такую развертку по указанным размерам чертят на бумаге или картоне, затем вырезают и сгибают. Места сгибов на развертке показывают также пунктирными линиями — такими же, как невидимые контуры предметов на чертежах.
Рядом с общим видом предмета на чертеже или рисунке часто изображаются отдельные части (детали) его в увеличенном виде. Где помещаются эти детали на общем чертеже, указывают двумя способами: стрелками и одинаковыми буквами или цифрами.
Буквами же (по алфавиту) или порядковыми цифрами иногда обозначают, в каком порядке надо собирать из отдельных частей изделие или обрабатывать какую-нибудь деталь. Чтобы не спутать эти цифры с обозначениями размеров, их обыкновенно проставляют в кружочках.
Очень длинные детали, которые нельзя в масштабе разместить на чертеже или рисунке, чертят оборванными у одного конца или разорванными посредине. Размеры же проставляют полные.
На рисунке изделий размеры указываются не всегда, часто они даются лишь в тексте описания. При этом употребляются сокращенные обозначения размеров. Например, обозначение 40×15 мм обозначает, что деталь имеет в длину 40 и в ширину 15 миллиметров. Обозначение 40×15×10 мм показывает, что даются три измерения: длина, ширина и высота (толщина). Если хотят указать ширину и толщину рейки (то-есть размеры ее в разрезе), пишут, например, так: рейка сечением 8×5 мм.
Сокращенные наименования мер в описаниях изделий употребляются такие же, как в школьных учебниках: м — метр, дцм — дециметр, см — сантиметр, мм — миллиметр, кг — килограмм, г — грамм.
В книгах рисунки и чертежи печатаются небольшого размера. Часто их приходится перечерчивать в полную (натуральную) величину. Прямые линии нужного размера юному технику по линейке начертить нетрудно. Гораздо труднее точно изобразить в увеличенном виде сложные извилистые контуры. В этих случаях чертежи даются на сетке.
Чтобы увеличить чертеж, надо на листе бумаги начертить столько же больших квадратов, сколько маленьких на рисунке. Необходимые размеры квадратов указываются в тексте описания. По этим квадратам наносят чертеж. Сетка разбивает его на короткие линии, которые гораздо легче правильно начертить, сверяясь с рисунком.
Рис. 62. Увеличение рисунка по сетке. |
Увеличивать чертежи и рисунки можно также с помощью эпидиаскопа. Вполне пригоден для этого самодельный эпидиаскоп, описанный в этой книге на странице 191. Рисунок или чертеж, который надо увеличить, кладут в эпидиаскоп и проектируют на лист чистой бумаги, закрепленный кнопками на доске или на листе фанеры. Экран и эпидиаскоп устанавливают так, чтобы получилось нужное увеличение, а изображение было четким.
Рис. 63. Увеличение рисунка при помощи эпидиаскопа. |
Контуры изображения обводят на бумаге карандашом — получается увеличенный рисунок, в котором точно переданы все детали.
Наконец увеличивать или уменьшать чертежи и рисунки можно еще одним способом — с помощью специального приспособления, которое называется пантографом.
Для пантографа из фанеры вырезают четыре планочки длиною 610 миллиметров и шириною 12 миллиметров. Ширина планок может быть увеличена или уменьшена, толщина их не имеет значения. Но чем уже и тоньше сделаны планки, тем удобнее пользоваться пантографом. На каждой планке сверлят 11 отверстий на таком расстоянии друг от друга, как указано на рисунке 64. Все отверстия должны быть одинакового диаметра — приблизительно 4 миллиметра. Отверстия, кроме двух крайних, помечаются цифрами: 1,5; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 10. Эти цифры обозначают, во сколько раз увеличивается или уменьшается рисунок. Условимся,'что конец планки, где стоит цифра 10, будет считаться нижним, а противоположный конец — верхним. Расстояние между крайними отверстиями равно 600 миллиметрам.
Ножом из деревянной рейки или подходящей палочки вырезают пять штырьков такого размера, чтобы они входили в отверстия планок и могли скрепить две планки, наложенные друг на друга. Три штырька делают с полукруглыми концами, четвертый — с заостренным и в конец пятого вставляют патефонную иголку острием вниз.
Из двух планок собирают угольник. В нижний конец первой планки вставляют штырек с патефонной иголкой, а в верхний конец второй планки — кусочек карандаша с заостренным мягким грифелем. Свободные концы обеих планок накладывают друг на друга и соединяют штырьком с полукруглым концом. Чтобы карандаш лучше прижимался к бумаге, конец рейки возле него утяжеляют: прикрепляют здесь металлическую (лучше всего свинцовую) пластинку.
Из двух других планок собирают второй угольник, соединив заостренным штырьком нижний конец одной планки с верхним концом другой. Противоположные концы этих планок остаются свободными.
Оставшимися штырьками соединяют оба угольника вместе. Это делают перед тем, как пользоваться пантографом для работы. Предположим, требуется увеличить какой-нибудь рисунок в четыре раза. Раздвинув свободные концы угольников, их накладывают друг на друга так, чтобы рейки перекрещивались в тех местах, где находятся отверстия с цифрой «4». В эти отверстия и вставляют штырьки. Если рисунок надо увеличить в два раза, то угольники соединяют штырьками, вставленными в отверстия «2», и т. д.
Все штырьки хорошо зачищают, делают их гладкими. Они должны входить в отверстие плотно, но не слишком туго, чтобы планки пантографа могли свободно поворачиваться вокруг штырька. Пользоваться пантографом просто.
Рис. 64. Пантограф. |
На кусок фанеры или на гладкую доску кладут рисунок, который хотят увеличить, а рядом с ним — лист чистой бумаги. Сверху накладывают пантограф. Чтобы закрепить его, иголку одного из штырьков втыкают в доску. Заостренный штырек устанавливают на рисунке, а карандаш — на листе чистой бумаги. Острым штырьком водят по контурам рисунка или чертежа. Планки пантографа двигаются, и карандаш рисует на бумаге такие же контуры, но в увеличенном виде. Рейку с карандашом слегка придерживают левой рукой, не мешая ей двигаться.
С помощью пантографа можно, наоборот, уменьшить большой рисунок. Для этого надо поменять местами острый штырек и карандаш. Как размечаются отверстия на планках?
Длина планки между двумя крайними отверстиями для штырьков равна 600 миллиметрам (оставшиеся 10 миллиметров на концах планки в расчет не принимаются). Разделив 600 миллиметров на число, обозначающее степень увеличения, получают в миллиметрах расстояние соответствующего отверстия от нижнего конца планки. Например, для увеличения в три раза отверстие надо расположить на расстоянии в 200 миллиметров от крайнего отверстия нижнего конца (600 : 3 = 200) или на расстоянии в 400 миллиметров от верхнего конца.
Пользуясь таким простым расчетом, тот же пантограф можно приспособить для других увеличений. Например, для увеличения в два с половиной раза надо просверлить дополнительное отверстие на расстоянии в 240 миллиметров от крайнего отверстия нижнего конца планки (600 : 2,5 = 240), а для увеличения в девять раз — на расстоянии в 66,5 миллиметра (600 : 9 = приблизительно 66,5).
Изготовление пантографа упростится, если приспособить его для немногих увеличений: например, только в два с половиной и десять раз. Отверстий в этом случае придется сверлить меньше.
Пантограф удобен, когда приходится, например, увеличивать узоры для выпиливания.
При изготовлении различных вещей члены кружка должны твердо усвоить основное правило, обеспечивающее аккуратное и точное выполнение работы: ничего не делать на глаз. Прежде чем вырезать какую-нибудь деталь изделия из любого материала — будь то бумага, картон, фанера или жесть, надо обязательно сделать на нем разметку этой детали по чертежу, рисунку или по описанию. Вырезанную деталь обязательно проверить: точно ли она соответствует требуемым размерам. Одна деталь неправильной формы или неверных размеров может испортить все изделие.
А чтобы правильно размечать материал и проверять размеры деталей, надо научиться пользоваться простейшими измерительными инструментами. С некоторыми из них члены кружка уже познакомились на уроках в школе.
Всем пионерам знакома масштабная линейка с делениями на сантиметры и миллиметры. Чтобы отмерить по линейке на листе бумаги или на доске, например, 10 сантиметров, необходимо сделать две отметки: против деления «0» и против деления «10». Расстояние между этими двумя отметками и будет равно 10 сантиметрам. Ребята иногда меряют иначе: от деления «1» до «10». Результат, конечно, получается неверный. Допускают иногда ребята и другие ошибки: измеряя, например, ширину доски, линейку кладут не перпендикулярно ее кромке (то-есть точно поперек доски), а косо. В результате измеренная ширина получается больше действительной. На деления линейки иногда смотрят неправильно, направляя взгляд не под прямым углом, а сбоку. И в этом случае результат искажается.
Наиболее точное измерение получается тогда, когда масштабную линейку не кладут на доску или на лист бумаги, а ставят ребром, делениями вниз. При таком положении линейки легко сделать отметку точно по делению.
Новым измерительным инструментом для многих ребят явится карманная рулетка с мерительной лентой в 1 метр. Деления на рулетке такие же, как и на масштабной линейке, поэтому пользоваться ею ребята научатся быстро. Рулетка нужна, если требуется измерить длину до одного метра, ведь обычная линейка рассчитана всего на 35—40 сантиметров. Рулетку можно заменить складным метром или так называемым сантиметром — измерительной лентой, применяемой при швейных работах.
Членам кружка следует приучиться пользоваться циркулем не только для черчения окружностей, но и для измерений. Циркуль удобен в тех случаях, когда линейку почему-либо нельзя применить: например, она не помещается внутри самоделки. Ножки циркуля устанавливают на двух точках, расстояние между которыми хотят измерить, затем, не меняя раствора циркуля, прикладывают ножки к масштабной линейке и узнают расстояние. Циркулем удобно также сверять величину нескольких деталей, которые должны быть одинаковы.
Члены кружка не будут еще пользоваться специальными инструментами для измерения диаметров круглых стержней или отверстий — штангенциркулем, нутромером, кронциркулем, микрометром. Им вполне достаточно будет измерять диаметры линейкой или циркулем. Вспомогательными мерителями при измерении круглых отверстий могут быть также монеты:
диаметр 20-копеечной монеты равен 22 миллиметрам, диаметр 15-копеечной монеты равен 20 миллиметрам, диаметр 10-копеечной монеты равен 17,5 миллиметра, диаметр 5-копеечной монеты равен 25,5 миллиметра.
Членам кружка полезно также запомнить, что диаметр обыкновенного карандаша равен 7 или 8 миллиметрам.
Иногда в описаниях изделий указывается, какого диаметра надо взять проволоку. Диаметр тонкой проволоки вычисляют так: на круглый карандаш плотно, виток к витку, наматывают кусок проволоки; линейкой измеряют длину получившейся спирали и делят ее на число витков. Например, если на расстояние в 2 сантиметра уложилось 40 витков проволоки, значит диаметр ее равен 0,5 миллиметра (20 мм : 40 = 0,5 мм).
Длину любой окружности легко измерить шнурком или ниткой. Затем шнурок или нитку растягивают по делениям масштабной линейки и узнают длину окружности в сантиметрах.
Для приготовления клейстера и клея, а также в других случаях в кружке потребуется иногда отмерять какое-то количество воды и отвесить какие-то доли сухого клея, муки и пр. Большая точность измерений в этом случае не нужна, поэтому можно обойтись самыми простыми средствами.
Количество и вес воды измеряют мензуркой (1 кубический сантиметр воды весит 1 грамм) или имеющейся посудой. Граненый чайный стакан вмещает 200 граммов (или кубических сантиметров) воды, гладкий тонкостенный стакан — 250 граммов, столовая ложка — от 12 до 15 граммов, а чайная ложка — от 3 до 4 граммов.
Небольшое количество сухих веществ можно взвешивать на самодельных весах (описание их смотрите на стр. 149), а в качестве разновесок пользоваться монетами:
5-копеечная монета весит 5 граммов,
3-копеечная монета весит 3 грамма,
2-копеечная монета весит 2 грамма,
копеечная монета весит 1 грамм.
Для точного взвешивания, если оно потребуется, с разрешения учителя можно воспользоваться весами, имеющимися в физическом и химическом кабинетах школы.
Размечают материал во всех случаях, когда из него хотят вырезать какую-нибудь деталь по чертежу или хотя бы отделить (отрезать, отпилить) кусок нужного размера. Для членов кружка «Умелые руки», еще не имеющих достаточного опыта в работе с инструментами, особенно важно приучиться пилить и резать материал точно по проведенным линиям.
Рис. 65. Инструменты и приспособления для измерения и разметки: 1 — линейка масштабная; 2 — карманная рулетка; 3 — треугольник ученический; 4 — угольник столярный; 5 — угольник слесарный; 6 — циркуль; 7 — транспортир. |
Бумагу, картон, фанеру, бруски и доски размечают мягким черным карандашом. Пригоден для этой цели, например, школьный карандаш «Пионер» или еще более мягкий. Карандаш с твердым графитом оставит на материале вдавленный след, что иногда нежелательно. След химического карандаша трудно счистить, он растворяется в жидкостях и окрашивает материал. Поэтому химическим карандашом для разметки никогда не пользуются. Неудобны и цветные карандаши: у них толстые грифели, которые оставляют широкие линии.
При переводе рисунков для выпиливания на фанеру, наоборот, лучше брать твердый карандаш. Его легче заострить, им удобнее обводить тонкие линии рисунка, след от твердого карандаша на копировальной бумаге получается четкий.
При разметке деревянного бруска или доски (но не фанеры) вместо карандаша можно пользоваться шилом.
Жесть и другие металлы в листах размечают металлической чертилкой, которую вполне можно заменить острым гвоздем, шилом, обломком вязальной спицы и другим заостренным прутком. Любая чертилка оставляет ясный след на поверхности жести.
Прямые линии размечают по линейке. Сначала линейку ставят на материал ребром, отмечают карандашом крайние точки. Затем линейку кладут плашмя и проводят по ней линию между намеченными точками. Карандаш прижимают к ребру линейки и держат почти перпендикулярно, с очень небольшим наклоном. Так же работают и чертилкой.
Прямую линию на длинной доске можно наметить способом, которым пользуются плотники. Тонкий шнурок натирают мелом. Один конец его закрепляют на доске, например, шилом. Второй конец, туго натянув, держат рукой. Пальцами другой руки слепка оттягивают шнурок кверху и сейчас же отпускают. Он ударяет по доске и оставляет на ней четкую меловую линию. Удобнее такую разметку производить вдвоем, держа в руках оба конца шнура. Вместо мела его можно натереть кусочком древесного угля.
Проводя разметочную линию по доске, листу бумаги или фанеры, необходимо следить, чтобы линия прошла не косо, а строго параллельно или перпендикулярно одной из кромок доски или листа. Проверить, правильно ли легла линия, можно, измерив расстояние до параллельной кромки на обоих концах линии.
Если необходимо вырезать из какого-нибудь материала прямоугольник, то сперва проводят по линейке одну из сторон его — вертикальную или горизонтальную линию. Затем, приложив к этой линии треугольник одним из катетов, по второму катету чертят перпендикулярную линию. Все прямые углы разметки обязательно проверяют угольником. Это особенно важно, когда размечается развертка картонной коробки или геометрической фигуры. Малейшая ошибка приведет к перекосу коробки.
Острые и тупые углы размечают по транспортиру.
По линейке проводят прямую линию и отмечают на ней точку, откуда хотят провести косую линию, чтобы образовался угол. Транспортир накладывают так, чтобы середина нижнего края его легла на намеченную точку. У верхней дуги транспортира ставят вторую точку — у деления, соответствующего размечаемому углу. После этого транспортир убирают, а между намеченными точками проводят прямую линию, продолжив ее до необходимой длины.
На рисунке или чертеже величина угла иногда не обозначается цифрами. Измерить ее можно тем же транспортиром.
Кривые линии проводят по изогнутым рейкам. Тонкую рейку изгибают по чертежу и в таком виде слегка закрепляют двумя-тремя гвоздями или булавками на размечаемом материале. По рейке проводят линию карандашом.
Можно разметить кривые линии иначе: по сетке сделать на бумаге в натуральную величину чертеж и перевести его через копировальную бумагу на дерево — так же, как переводятся рисунки для выпиливания. К этому же чертежу потом прикладывают для сверки готовые детали.
Окружности проводят циркулем. Если же надо начертить большую окружность и размер циркуля недостаточный, пользуются самодельным кругорезом, описанным на странице 25. В этом случае в отверстие кругореза вместо ножа вставляют кончик карандаша или шило. Есть еще более простой способ разметки больших кругов на фанере: в центре забивают гвоздь, к нему привязывают нитку (не затягивают ее туго), а к другому концу ее — карандаш. Длина нитки берется равная радиусу окружности. Нитку натягивают и чертят окружность.
Надо научить ребят пользоваться циркулем и в других случаях. Например, при помощи циркуля легко разделить пополам, точно посредине, прямую линию. Для этого достаточно из крайних точек провести две дуги одинакового радиуса — больше половины линии. Точки пересечения дуг соединяют по линейке прямой вертикальной линией. Она пройдет перпендикулярно горизонтальной линии и разделит ее на две равные части.
Иногда требуется вырезать из картона, фанеры или жести несколько одинаковых фигур. Лучше всего для этого вырезать из картона выкройку — шаблон — такой фигуры, а затем прикладывать ее к материалу и обводить карандашом. Все фигуры получатся одинаковые.
Размечать всякий материал надо экономно, чтобы получилось как можно меньше отходов и облегчалась работа. Например, отрезать небольшой прямоугольник от листа картона или фанеры следует в углу этого листа, где достаточно сделать два прореза, а не в середине, где потребуется сделать три или четыре прореза и могут остаться ненужные полосы картона.
Каждую изготовленную деталь обязательно проверяют: соответствует ли она чертежу по форме и размерам, правильно ли срезаны ее углы, плотно ли она прилегает к другим деталям и т. д. Для проверки пользуются теми же измерительными и разметочными инструментами: линейкой, угольниками, циркулем.
Только после тщательной проверки всех деталей их соединяют вместе, чтобы получилась задуманная вещь.
Рис. 66. Приемы измерений и разметки: 1 — как установить линейку при измерении; 2 — измерение толщины проволоки; 3 — остро отточенный карандаш для разметки; 4 — разметка прямой линии шнурком; 5 — разметка под прямым углом с помощью столярного угольника; 6 — разметка угла по транспортиру; 7 — как провести кривую линию при помощи изогнутой рейки; 8 — вычерчивание большой окружности с помощью нитки; 9 — деление при помощи циркуля прямой линии пополам. |