Здесь описываются образцы разнообразных вещей, которые будет доступно сделать кружку «Умелые руки».
Изделия сгруппированы по целевому назначению: учебные пособия, непосредственно связанные со школьной программой, предметы для оборудования пионерской комнаты, личные вещи школьника, юннатский инвентарь, игровой инвентарь. Такая группировка отвечает общественно-полезной направленности всей работы кружка.
В каждой главе даются изделия различной степени трудности, изготовляемые из разных материалов, разных по характеру конструкций.
Нельзя установить единую последовательность изготовления изделий для всех кружков. В каждом кружке эта последовательность зависит от многих обстоятельств: от текущих потребностей школы и пионерской дружины, от состава ребят в кружке, от степени их практической подготовленности и интересов, от наличия в кружке материалов и инструментов и т. д. Ни в коем случае нельзя считать обязательным для работы кружка тот порядок изделий, в котором расположены они в книге. Руководитель сам должен выбрать для изготовления вещи, которые отвечают намеченному плану работы кружка.
Руководителю придется постоянно обращаться к разделам этой книги, где описаны приемы работы. Отыскать нужные страницы нетрудно по оглавлению. Некоторые специальные приемы работы излагаются попутно с описанием конструкций изделий.
Размеры изделий и их деталей указываются на чертежах или в тексте. Некоторые вещи можно сделать любого размера; это каждый раз оговаривается. В таких случаях ребята сами определяют размеры выбранного изделия и соответственно этому изготовляют детали.
Необходимо, чтобы члены кружка усвоили определенный порядок работы над изделиями, соблюдая последовательность операций и не пропуская их.
Этот порядок таков:
1. Прочитать описание изделия, одновременно рассматривая рисунки или чертежи его. Получить ясное представление о том, как устроено и действует изделие.
2. Разобрать по чертежу и описанию, из каких отдельных частей (деталей) состоит изделие, как соединяются детали.
3. Если изделие изготовляется не по готовым чертежам, нарисовать эскиз или сделать чертежи его, проставив все размеры.
4. Подобрать материалы для всех деталей.
5. Отобрать необходимые инструменты, проверить исправность их; если нужно, привести в порядок.
6. Разметить детали на материалах.
7. Вырезать или выпилить все детали и обработать их: сделать отверстия, согнуть и т. д.
8. Проверить форму, размеры, сгибы деталей по чертежам. Подогнать их друг к другу.
9. Зачистить и окончательно отделать детали.
10. Приготовить клей и крепежный материал (гвозди, шурупы, проволоку и др.).
11. Соединить детали. Оклеенные — просушить.
12. Проверить правильность сборки изделия. Действующую модель испытать в работе. Устранить замеченные недостатки.
13. Зачистить места соединений и все изделие.
14. Окрасить, покрыть лаком или оклеить готовое изделие. Просушить после окраски.
15. Продемонстрировать готовое изделие товарищам на очередном занятии кружка и передать его по назначению.