Полезным подарком для первоклассников будут верстатки для букв и цифр. Для верстатки вырезают из картона полосу длиной 16 сантиметров и шириной 7 сантиметров. Верхние углы полосы округляют. Параллельно нижнему краю, на расстоянии в 2 сантиметра от него, ножом по линейке делают надрез. Образовавшуюся узкую полоску отгибают в сторону, противоположную надрезу. Отступив от обоих концов этой полоски на 5 миллиметров, ее делят поперечными линиями на 10 частей. Расстояние между двумя соседними линиями — 15 миллиметров. По намеченным линиям сквозь обе полосы картона тонким шилом прокалывают ряд отверстий и по ним прошивают полосы прочной ниткой. Получается десять отделений — «карманчиков» — для букв. Прошивая, нитку туго не затягивают, чтобы полосы неплотно прилегали друг к другу и между ними можно было просунуть буквы или цифры.
Верстатку можно сделать иначе. Заднюю стенку ее вырезают из картона (размер 16×5 см). Узкую же полоску для «карманчиков» вырезают отдельно из плотной ткани или прочной бумаги и пришивают к задней стенке.
Рис. 68. Верстатка для букв и цифр. |
Затем из тонкого картона или толстой бумаги вырезают пластиночки для букв и цифр по форме, изображенной на рисунке 68. Ширина каждой пластиночки — 12 миллиметров, высота — 4—5 сантиметров. Печатные буквы рисуют на пластиночках тушью.
Готовую верстатку можно окрасить в любой цвет или покрыть лаком.
На уроках арифметики в младших классах необходимым учебным пособием является часовой демонстрационный циферблат, с помощью которого преподаватели учат школьников пользоваться часами и изучают с ними меры времени.
Демонстрационный часовой циферблат делается обычно большого размера. Из фанеры вырезают квадрат со сторонами, равными приблизительно 65 сантиметрам. Фанеру зачищают шкуркой, по желанию окрашивают масляной краской или протравливают морилкой, покрывают лаком.
На листе чертежной бумаги рисуют циферблат: проводят окружность радиусом в 24 сантиметра, при помощи транспортира и линейки делят ее на 12 равных частей, по делениям проставляют цифры, обозначающие часы. Затем по окружности наносят деления, обозначающие полчаса и четверть часа. Циферблат наклеивают на фанеру жидким столярным, казеиновым или вишневым клеем и укладывают для просушки под пресс. Точно в центре циферблата сверлят отверстие для крепления стрелок.
Стрелки вырезают из тонкой жести, плотного картона или выпиливают лобзиком из тонкой фанеры. Длина минутной стрелки — 24 сантиметра, часовой — 20 сантиметров, ширина их стержней — приблизительно 1,5 сантиметра.
Стрелки укрепляют на циферблате при помощи болтика с гайкой. Сверху и снизу каждой стрелки на болтик надевают вырезанные из тонкой жести или листовой латуни шайбочки — кружочки с отверстиями в центре. Шайбы нужны для того, чтобы стрелки легко вращались.
Рис. 69. Демонстрационный часовой циферблат. |
Подвертывая гайку на конце болтика с обратной стороны циферблата, стрелки закрепляют неподвижно в требуемом положении или ослабляют, чтобы передвинуть их.
Из фанеры вырезают подставку для циферблата — прямоугольник размером 55×30 сантиметров. Полоской плотной ткани подставку приклеивают по длинной стороне к циферблату сзади. Нижние края циферблата и подставки располагают на одном уровне. Полоской ткани подставка укрепляется шарнир но, то-есть подвижно. Благодаря этому циферблат можно установить с разным наклоном.
Рис. 70. Как выстрогать указку. |
Циферблат для личного пользования школьников делается из картона. Круг с разметкой часов можно не наклеивать, а нарисовать прямо на картонном квадрате, если оклеить картон с обеих сторон бумагой. Диаметр круга циферблата — 15 сантиметров, длина минутной стрелки — 7 сантиметров, часовой — 5 сантиметров. Закрепить стрелки на циферблате можно проволокой, подложив шайбочки. Концы проволоки с обеих сторон загибают под прямым углом или (если проволока мягкая) завязывают на концах узелки. Подставку вырезают из полоски картона. На расстоянии примерно в 2 сантиметра от верхнего края ее делают легкий надрез ножом. Слегка отогнув надрезанный конец, его приклеивают к обратной стороне циферблата надрезом внутрь.
Каждому классу нужна указка. Членам кружка будет приятно передать учителям указки, сделанные своими руками.
Указку делают из сосновой рейки длиной около 80 сантиметров и сечением 2×2 сантиметра. На торцах рейки размечают окружности, заключенные в восьмиугольники. Рубанком или ножом сострагивают острые грани (углы) по длине рейки, чтобы она приобрела правильную восьмиугольную форму. Затем снова сострагивают грани, придавая рейке 16-угольное сечение. После этого легко превратить ее в круглый стержень. На одном торце стержня намечают окружность вдвое меньшего диаметра и постепенно, равномерно со всех сторон строгают этот конец, чтобы он получился примерно вдвое тоньше нижнего. Тонкий конец слегка заостряют, а толстый делают закругленным.
Указку тщательно зачищают стеклом и шкуркой, а также покрывают лаком или олифой. Поверхность указки должна быть очень гладкой. Окрашивать масляной краской ее не следует.
На уроках арифметики в 4-х классах школьники получают задание — изготовить модели простейших геометрических тел: куба и параллелепипеда. Впоследствии, на первых уроках физики в 6-м классе, они будут выполнять практическую работу по изготовлению кубического дециметра. В кружке «Умелые руки» ребята могут научиться правильно склеивать геометрические фигуры.
Большие демонстрационные модели куба и параллелепипеда склеивают из картона. Небольшие модели можно сделать из плотной бумаги.
На листе картона чертят развертку куба или параллелепипеда требуемых размеров. Все размеры и углы тщательно проверяют, чтобы модель получилась правильной формы, без перекосов. Боковые полоски — припуски — делают шириною в 1 сантиметр или чуть больше. Вырезав развертку, по пунктирным линиям делают легкие надрезы ножом по линейке и затем сгибают картон в обратную сторону. Если развертка вырезана из бумаги, то сгибы приглаживают гладилкой или резинкой для карандаша.
Отогнутые по краям полоски (припуски) приклеивают изнутри к краям соответствующих сторон, прижимая концом линейки. Так склеивают пять сторон. Когда клей просохнет и модель приобретет жесткость, приклеивают последнюю, шестую сторону. Ее прижимают сверху легкой дощечкой.
Просохшую модель, если она сделана из желтого или серого картона, оклеивают белой или цветной бумагой. Для этого из бумаги вырезают такую же развертку, как из картона.
Рис. 71. Развертка моделей геометрических тел: 1 — куб; 2 — параллелепипед. |
При изучении мер веса на уроках арифметики и для практических занятий по естествознанию полезным пособием в младших классах будут самодельные весы. Они могут найти применение и в работе кружка. В качестве разновесок для таких весов можно пользоваться монетами (смотрите стр. 136).
Простейшие весы можно сделать двух видов: рычажные или пружинные. Рычажные весы, в свою очередь, могут быть ручные и настольные.
Ручные рычажные весы делают так. Из фанеры или тонкой рейки вырезают коромысло — полоску длиной в 20 сантиметров и шириной в 2 сантиметра. На равном расстоянии от концов коромысла, ближе к его верхнему краю, шилом прокалывают отверстие, в которое продевают стерженек из жесткой проволоки. Можно использовать для этого булавку, откусив кусачками ее шляпку. Такие же стерженьки закрепляют и у концов коромысла, прокалывая отверстия ближе к нижнему краю.
Из тонкой проволоки изгибают три подвески в форме вилок с ушками на концах, как видно на рисунке 72 (1). Две подвески надевают ушками на крайние стерженьки коромысла, а третью подвеску (с рукояткой в виде кольца) — на средний стерженек.
Из жести, тонкой фанеры или картона вырезают две одинаковые чашечки весов. Им придают квадратную или круглую форму. Проколов отверстия у краев чашечек, к ним привязывают нитки (лучше шелковые) или тонкие шнурки. Другие концы ниток привязывают к крайним проволочным подвескам на коромысле весов.
Равновесие весов достигается тем, что обе крайние подвески, стерженьки для них, чашечки и нитки делают точно одинаковых размеров и укрепляют на равном расстоянии от концов коромысла и от среднего стерженька. Готовые весы окончательно уравновешивают, подклеивая к одной из чашечек снизу полоски бумаги или фольги.
На таких весах можно будет взвешивать небольшие легкие грузы.
Настольные рычажные весы делают в основном из дерева. Из куска доски вырезают прямоугольное основание и стойку, а из фанеры — коромысло. В центре коромысла, на равном расстоянии от концов его, сверлят, прокалывают шилом или прожигают отверстие для стержня. На верхнем конце стойки делают вырез для коромысла. Затем из фанеры вырезают два круга и к их торцам приклеивают бортики из полосок картона: получаются чашки для весов.
В центре основания выдалбливают отверстие по сечению стойки, нижний конец которой закрепляют здесь на клею. Коромысло укрепляют в вырезе верхнего конца стоики на стержне, продетом в боковые грани выреза. В качестве стержня можно использовать тонкий гвоздь или канцелярскую скрепку. Коромысло свободно качается на стержне, неподвижно укрепленном в стойке.
Чашечки на тонких шнурках или проволочках подвешивают к плечам коромысла при помощи проволочных ушек или надевают на концы коромысел, на которых в этом случае вырезают выемки.
Уравновесить такие весы можно, срезая кромку более тяжелого плеча или оклеивая бумагой дно чашечки более легкого плеча. Размеры весов могут быть любые. Например, основание можно сделать размером 22×15×2 сантиметра, стойку — 15×4×1 сантиметр, коромысло — 20×2 сантиметра, чашечки — диаметром в 7 сантиметров.
Рис. 72. Самодельные весы: 1 — рычажные ручные; 2 — рычажные настольные; 3 — пружинные настольные. |
Пружинные весы. Из доски выпиливают небольшое основание: чем толще доска, тем меньших размеров можно делать основание. У одной из сторон его, в выдолбленном отверстии, закрепляют клеем стойку квадратного сечения. К верхнему торцу ее приклеивают и прибивают гвоздем или привертывают шурупом планочку. Стойка приобретает форму буквы «Г».
Из тонкой стальной проволоки наматывают спиральную пружинку длиной от 5 до 10 сантиметров. Одним концом пружинку прикрепляют к верхнему колену стойки, к другому концу пружинки привязывают на прочных (лучше шелковых) нитках чашечку. В качестве чашечки можно использовать крышку небольшой жестяной коробочки. Еще лучше оклеить ее из толстого целлулоида. К нижнему же концу пружинки прикрепляют стрелку-указатель, конец которой должен доходить до вертикального колена стойки. Стрелку делают из медной или железной проволоки. Один конец стрелки расплющивают молотком в виде лопаточки и заостряют напильником. Другой конец припаивают или прочно прикручивают к пружинке.
На стойку наклеивают полоску плотной бумаги. Затем весы градуируют. На чашечку кладут гирьку весом в 10 граммов или заменяющие ее две 5-копеечные монеты. Пружинка растягивается, стрелка вместе с чашечкой опускается вниз. Там, где останавливается заостренный конец стрелки, на бумажной полоске проводят черту и ставят цифру 10. Затем отмечают, где остановится стрелка, когда на чашечку весов положены гирьки весом в 9 граммов и т. д. до 1 грамма. Получается шкала с делениями. Каждое деление соответствует одному грамму. На весах можно взвешивать небольшие грузы без гирек.
Можно намотать пружину более тугую, взяв проволоку потолще. Тогда весы позволят взвешивать грузы в десятки граммов. В этом случае каждое деление на шкале может соответствовать, например, 5 граммам.
Размеры отдельных частей весов делают соответственно длине пружины с учетом наибольшего растяжения ее.