На уроках естествознания в 4-м классе школьники начинают пользоваться коллекциями минералов, металлов, глин и другими. В 5-м классе на уроках ботаники появляются коллекции семян, пород древесины и другие. Сами пионеры и школьники осенью приносят в школу множество материалов для коллекций, собранных ими летом в пионерских лагерях, во время экскурсий и походов.
Собранные материалы могут потерять свою познавательную ценность, если они надлежащим образом не систематизированы, не оформлены в коллекции.
Оформление коллекций — одна из важнейших задач кружка «Умелые руки».
Коллекции минералов и металлов обычно укладывают в коробки и ящики, в которых каждый образец помещен в особое отделение. Как склеить коробку, смотрите на страницах 26—27.
Продольные и поперечные полосы для перегородок вырезают из картона по размерам коробки. Высота перегородок должна быть на 1—3 миллиметра меньше высоты коробки. На полосах размечаются границы отделений. По линиям разметок делают прорезы до середины полос. Ширина прорезов равна толщине картона. Затем полосы соединяют крест-накрест, надвигая прорезами поперечные полосы на продольные. Получается как бы картонная решетка, которую и вставляют в коробку. Для прочности места соединений, нижние и крайние боковые торцы перегородок можно смазать клеем. Однако при точной разметке перегородок по размерам коробки они будут прочно держаться и без клея.
Рис. 84. Коробка для коллекции минералов: 1 — общий вид оформленной коллекции; 2 — устройство перегородок; 3 — крепление образца минерала проволокой к картонной подкладке. |
Если образцы минералов разных размеров, то и отделения в коробке делают не одинаковые, соответственно размечая полосы. Для облегчения разметки большие отделения обычно делают ровно вдвое или вчетверо больше меньших отделений, как бы соединяют вместе два или четыре отделения.
Чтобы при перестановке коробки образцы минералов не сдвигались со своих мест, их укладывают в вату или прикрепляют (привязывают) тонкой проволокой или нитками. В последнем случае из картона вырезают подкладку, равную размеру дна отделения. К подкладке прикрепляют образец минерала перед укладкой его в коробку. В каждом отделении помещают маленькую аккуратную этикетку с названием минерала.
Коробку с коллекцией минералов для предохранения от пыли лучше всего покрыть стеклом. В этом случае перегородки делают ниже боковых стенок коробки на толщину стекла. Стекло укладывают на верхние торцы перегородок и окантовывают — приклеивают к бортам коробки узкими полосками дерматина, плотной ткани или бумаги.
Кроме систематизированных коллекций минералов и металлов, на уроках используется раздаточный материал — образцы отдельных минералов или металлов. Такие образцы также следует оформить на окантованных картонных табличках.
Из картона вырезают прямоугольник размером примерно 15×9 сантиметров. С обратной стороны его оклеивают мраморной или другой темной цветной бумагой, подвернув и приклеив края ее на лицевую сторону. Затем на лицевую сторону наклеивают чертежную или писчую бумагу так, чтобы по краям остался узкий цветной кантик. После просушки под грузом к табличке прикрепляют тонкой проволокой образец минерал? или металла, а под ним тушью пишут название его. Отогнутые концы проволоки с обратной стороны заклеивают кружком цветной бумаги.
Рис. 85. Оформление раздаточного материала — табличка с образцом минерала (буквами указана последовательность работы). |
Таблички для всех образцов делают одного формата и одинаково оформляют. Таким же способом можно оформить целые коллекции в виде больших настенных таблиц.
Коллекцию семян можно оформить так. Из толстого картона вырезают два прямоугольника размером примерно 15×22 сантиметра. На одной пластинке размечают и вырезают несколько (по числу образцов семян) круглых отверстий, располагая их симметрично. Затем обе картонные пластинки склеивают вместе. На поверхности получаются круглые углубления, в которые засыпают семена. Под каждым углублением приклеивают этикетку с названием семян. Сверху накладывают стекло, пластинку органического стекла или бесцветного целлулоида. Эту пластинку вместе с картоном по краям окантовывают полосками плотной ткани или дерматина. С обратной стороны картон оклеивают цветной бумагой, оставляя по краям узкие кантики ткани. Картонные пластинки — одну или обе — можно заменить фанерными.
Таким же способом можно оформить и коллекции, состоящие из сыпучих тел.
Рис. 86. Оформление коллекции семян. |
Рис. 87. Папки для фотоснимков и художественных открыток. |
В качестве наглядных пособий по разным предметам в школе часто используют фотоснимки и художественные открытки. Для хранения их следует сделать простые (без клея) папки из тонкого картона или плотной бумаги. Подобные же папки можно сделать и для хранения негативов и диапозитивов.
Старательно собранные ребятами растения иногда быстро портятся, потому что хранятся без папок или в не приспособленных для гербария папках. В кружке можно сделать специальные папки для гербариев. Такие папки делают без корешков, на тесемках, что дает возможность не мять листы гербария и пополнять его, не меняя папки.
По формату листов гербария (на 2—3 миллиметра больше их) из толстого картона вырезают две крышки папки. Уголки папок оклеивают плотной тканью, лицевую сторону крышек покрывают цветной бумагой, завернув и приклеив края ее с обратной стороны. На внутренних сторонах крышек наклеивают плотную белую или светлую цветную бумагу, оставив по краям канты. Приемы работы такие же, как при изготовлении крышек переплетов для книг (смотрите стр. 44—46).
Рис. 88. Папка для гербария (буквами указана последовательность работы). |
В просушенных крышках делают по четыре прореза, расположенных попарно ближе к нижнему и верхнему краям и по одной линии на обеих крышках. В прорезы продевают две тесемки. Средние части тесемок заменяют корешок, а концы, когда папку закрывают, завязывают. В случае необходимости крышки раздвигают на тесемках, тем самым делая папки вместительнее. На верхней крышке наклеивают этикетку с надписью.
В папку для гербария растения перекладываются после того, как они пролежат несколько дней в ботаническом прессе и хорошо высушатся.
Как же узнают, достаточно ли растение находилось в прессе, высохло ли оно?
Растение берут за конец стебля и смотрят: если ни один листик не провисает вниз, значит оно высушено хорошо. Тогда при помощи узких полосок белой бумаги растение прикрепляют к листам плотной бумаги, вырезанным по размерам гербарной папки; внизу листов наклеивают этикетку. Затем гербарные листы вкладывают в папку.
Описанными работами, разумеется, далеко не исчерпываются возможности кружка в изготовлении учебных пособий. Каждый учитель подскажет кружку новые и новые темы. В качестве наглядных пособий могут служить и многие из тех изделий, описание которых дается в следующих главах.